проекты союзного государства
Меню

    Беларусь

    11:43, 21 апреля

    Приоритетной задачей является создание в Беларуси прочной и конкурентоспособной экономики, - Александр Лукашенко

    • Об этом Президент Беларуси заявил 21 апреля в Послании белорусскому народу и Национальному собранию

    Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко заявил 21 апреля в Послании белорусскому народу и Национальному собранию.

    ***

    Дорогие соотечественники!

    Уважаемые депутаты Национального собрания Республики Беларусь!

    Уважаемые гости!

    Все мы являемся свидетелями того, как современный мир стремительно меняется. Меняется, как мы видим, не в сторону стабильности и безопасности. Сегодня на планете происходят все более тревожные процессы. Усугубляются известные нам вызовы и угрозы, возникают и качественно новые.

    К сожалению, болезненная выработка нового мироустройства идет не столько за столом переговоров, сколько в горячих точках. Опасными тенденциями становятся дефицит готовности влиятельных мировых игроков к компромиссам, разбалансировка прежней системы сдержек и противовесов, стремление отдельных государств «играть мускулами».

    По сути, происходит дрейф к новому блоковому противостоянию.

    Сегодня никто не может чувствовать себя в безопасности. Кто еще недавно мог представить себе, что целые районы отдельных государств попадут под контроль террористов? Что в благополучной Европе люди будут погибать от взрывов или под колесами грузовиков, управляемых фанатиками? Как показали трагические события последнего года, с террористической угрозой может столкнуться любой гражданин любого государства и в любом месте. Только за последние недели — кровавые теракты в Питере, Стокгольме, Танте и Александрии. Все это — реалии сегодняшнего дня.

    Миллионы беженцев с Ближнего Востока и Африки хлынули в Европу.

    Масштабы нелегальной миграции заставляют европейцев всерьез беспокоиться о сохранении своей идентичности. Страны Евросоюза оказались не готовы к такому массированному потоку и с переменным успехом пытаются выработать системные меры по его упорядочению. Нелегальная миграция тянет за собой преступность, подпитывает терроризм.

    Миграционные угрозы, в свою очередь, «простимулировали» серьезные трансформационные процессы внутри Евросоюза. Возьмем тот же брексит, ознаменовавший собой качественно новые реалии на континенте, политические и экономические последствия которых европейцам еще предстоит осмыслить. Его прямым следствием становится выработка Евросоюзом модели своего будущего устройства. Снова возник интерес к идеям разноскоростной интеграции. Кстати, эта идея выдвинута нами в свое время, когда зарождался ЕврАзЭС и когда были попытки отбросить союзное строительство с Россией. Не исключено, что мы можем стать свидетелями новых линий раздела и внутри Европейского союза, и вокруг него. Все эти проблемы Евросоюз вынужден решать буквально «на марше».

    Все более отчетливо проступают контуры внешней политики новой администрации Соединенных Штатов. Последние действия в Сирии, рост напряженности на Корейском полуострове вселяют скорее тревогу по поводу того, преодолеет ли Вашингтон соблазн вновь пытаться диктовать свою волю остальному миру. Искренне надеюсь, что разум в действиях всех геополитических игроков на сей раз возобладает.

    Не утихают военные действия в Донбассе. Полностью не выполнен ни один пункт минских соглашений. Продолжают гибнуть люди, в том числе ни в чем не повинные мирные жители.

    Регион фактически погружен в социальный и экономический хаос. Украина — не просто наш сосед, это братская нам страна, братский народ. Мы приняли у себя более 160 тысяч переселенцев. Мы готовы и дальше содействовать непростым переговорам, потому что это уже отражается непосредственно на жизни нашего народа и функционировании нашего государства.

    Происходящие сегодня в мире и на континенте события вновь и вновь демонстрируют актуальность белорусской инициативы по налаживанию нового масштабного диалога между Востоком и Западом, аналогичного Хельсинкскому процессу.

    Я еще раз хочу подтвердить: если в этом будет необходимость и мир в этом заинтересован, Минск готов в любой момент стать местом для диалога, направленного на осмысление новых правил мироустройства.

    Фундаментальные трансформации происходят в мировой экономике.

    Иначе и быть не может, потому что политика, глобальная политика значительно влияет на экономику. Это два взаимозависимых процесса. Наряду с мощными социально–экономическими вызовами и дисбалансами возникают и новые глобальные проекты сотрудничества с открытой архитектурой — такие как «Экономический пояс Шелкового пути».

    Беларусь не может остаться в стороне от этих процессов. Мы должны стать одной из узловых платформ нового Шелкового пути в Евразийском регионе. Тем более нам предлагают это наши китайские партнеры. Максимально использовать все стимулы, которые предоставляет Китайская Народная Республика, продвигая эту инициативу, притом ее отличительная особенность, как бы ее ни критиковали и как бы ни препятствовали этой идее США или особенно в Европейском союзе, в том, что это, простите, по–народному скажу, не жлобство со стороны крупной державы. Китайская Народная Республика на этом пути инвестирует колоссальные средства в развитие тех государств, через которые проляжет Шелковый путь. И что в этом плохого? Мудрые китайцы сделали правильный вывод из существующей ситуации.

    Ни нахрапом, ни бульдозером, ни с помощью крылатых ракет нам следует проложить путь на новые рынки, поднимая и поддерживая те народы, которые будут поддерживать этот Шелковый путь. Беларусь — страна, открытая всем геополитическим и экономическим ветрам, и то, что происходит вокруг нас, оказывает серьезное влияние на развитие нашего государства.

    Мы не можем и не должны изолировать себя от окружающего мира. Ведь бoльшая часть производимой у нас продукции отправляется на экспорт.

    Поэтому хотим мы того или нет, но вынуждены держать двери открытыми. Да и не в характере дружелюбных, гостеприимных белорусов возводить разделительные стены и отгораживаться от кого бы то ни было. У нас другие принципы. Сотрудничество и созидание — вот суть нашей политики.

    Глядя на страдания других народов, кровавые междоусобицы и разруху, мы еще больше ценим порядок и согласие, которые удается сохранять на нашей земле. Мы не дали втянуть себя в конфликты. Сохранили добрые отношения со всеми соседями.

    И я как Глава государства со всей ответственностью заявляю: будет сделано все, чтобы никто и никогда не смог подточить фундамент нашего государственного здания — свободу и независимость Республики Беларусь!

    Однако это возможно только при одном условии: если каждый из нас будет вносить посильную лепту в общее дело. Главное сейчас — консолидация всей нации ради общей цели: построения сильного и безопасного государства.

    Приоритет — создание прочной, конкурентоспособной экономики, экономики завтрашнего дня. Именно она является основой нашего суверенитета. И в связи с этим предстоит колоссальнейшая работа. Но делать ее мы будем уже не с нуля. За четверть века независимости решены многие непростые проблемы. Потенциал, который мы имеем, позволяет стране демонстрировать жизнестойкость даже в самые неблагоприятные периоды.

    Это показал и предыдущий год.

    Об экономике

    Прежде чем охарактеризовать работу белорусской экономики в истекшем 2016 году, еще раз вынужден подчеркнуть то, что уже отмечал неоднократно. В наследство от Советского Союза нам досталось весьма специфическое хозяйство. В этом зале нет необходимости его подробно характеризовать. Наша промышленность представляла собой финишный, завершающий этап производства целых отраслей огромнейшей державы. Став независимой, республика была обречена на то, чтобы большую часть производимой здесь продукции вывозить за рубеж. Как следствие — зависимость от внешних рынков. Достаточно одному из важных партнеров на чем–то споткнуться, это тут же ощущается у нас. Санкционные отношения подкосили многих. Те, кто ранее охотно покупал наши тракторы, грузовики, сельхозтехнику, мебель, одежду, обувь и прочее, сами еле сводили концы с концами. Потому не могли платить и покупать наши товары.

    В мировой экономике все больше укрепляется принцип национального протекционизма — каждый сам за себя. Этакий экономический национализм. Это усложняет продвижение нашей продукции. К примеру, Европа, хоть и пошла с нами на некоторое сближение, по–прежнему не дает хода ряду белорусских изделий. Рынки стран так называемой «дальней дуги» давно поделены, и влезть туда труднее, чем верблюду пройти сквозь игольное ушко.

    Несомненно, была надежда на созданный Евразийский экономический союз. Все–таки о многом договорились, чтобы облегчить движение товаров, капиталов, рабочей силы, подравнять условия хозяйствования. Оставалось только наладить системную работу и двигаться вперед по намеченному пути. Пока не совсем получается. Конечно, заключать соглашения о зоне свободной торговли ЕАЭС с тем или иным государством проще. Вроде и звучит красиво. А вот заниматься рутинной деятельностью по выстраиванию равных, взаимоуважительных отношений, основанных на уже подписанных государствами–членами документах, — задача, как оказалось, гораздо более сложная. Мы постоянно выясняем отношения, упрекаем друг друга то в демпинге, то не можем поделить общий кредитный фонд.

    Нам всем необходимо понять главное: рынок Евразийского экономического союза — это не рынок какой–либо одной или другой страны и примкнувших к ним союзников. Это наш общий самодостаточный рынок, развивая который мы сможем справиться с любыми санкциями и выйти из этого экономического противостояния победителями.

    К сожалению, протекционизм негативно сказался и в рамках ЕАЭС, что привело к сокращению товарооборота между его членами.

    В какой–то мере из–за этого Беларусь по итогам 2016 года не смогла выйти на прогнозные показатели по экспорту. Валовой внутренний продукт уменьшился на несколько процентов, снизился приток инвестиций, усилилась напряженность на рынке труда, не удалось удержать на прежнем уровне реальные доходы населения.

    Выход один — засучив рукава всем народом взяться за решение насущных проблем. Ведь неудачи, которые преследовали нас в последнее время, были не только следствием внешних факторов. Их немало и внутри.

    Ориентиром для их преодоления и вывода страны на новый уровень развития служат решения пятого Всебелорусского народного собрания. Необходимо наверстать упущенное и выйти на заданные параметры по итогам первых двух лет пятилетки. Поэтому нынешний год приобретает особую значимость. Я уже говорил: другого такого года не будет, мы находимся у опаснейшей черты, переступить которую не можем. Не сделаем хотя бы полшага вперед — боюсь даже говорить, что может произойти.

    На сегодняшний день наша жизненная необходимость — это наращивание экспорта и привлечение инвестиций.

    Вы знаете, очень жестко требую выполнения этих задач, потому что знаю — это можно сделать. Эти вопросы сегодня можно решить! Если бы их нельзя было решить, не было бы такого давления. И, вы заметьте, я еще глубоко не вникал, не смотрел итоги первого квартала этого года, но думаю, что все понимают, высшие должностные лица в том числе, что врать опасно. Наметилась некая тенденция вперед, как они заявляют. Готов в это поверить. И это мы сделали буквально за март и несколько дней апреля, потому что январь — февраль полностью провалили и проспали.

    Могу обещать только одно: с моей стороны нажим на исполнительные органы власти и все ветви власти будет только усиливаться. Мы должны показать всему миру, что мы способны функционировать как суверенное и независимое государство! Если нет, то и напрягаться нечего. Если кто–то хочет, подняв руки, идти сдаваться — идите. Без меня!

    Если мы не сможем найти дополнительные возможности для увеличения поставок белорусской продукции за рубеж, то трудно будет поднять нашу экономику на новый уровень. Поэтому нужно задействовать все рычаги для производства качественных, конкурентоспособных товаров с высокой добавленной стоимостью.

    Параллельно следует осуществлять диверсификацию экспорта, как бы ни было это сложно. Однако делать это нужно без ущерба для наших позиций на наших традиционных рынках, прежде всего в Российской Федерации. Достаточно сказать о программах по импортозамещению, к участию в которых недавно в Питере пригласил всех нас Президент России. Это впервые прозвучало из его уст. Когда ввели санкции, Россия поняла ценность Беларуси в том плане, что белорусская экономика может быть востребована в России. В том числе по импортозамещению.

    Далее. Нас не пускают на рынок Евросоюза. А мы почему не отвечаем? Почему не защищаемся? Почему мы аналогично им, абсолютно симметрично и адекватно не показали ценность Беларуси, мягко говоря? Я жду от Правительства в этом направлении конкретных действий.

    Реалии таковы, что на планете рынков неподеленных не осталось. Приходя в любую страну, даже на каком–нибудь отдаленном континенте, мы сталкиваемся не только с местными производителями, но и с внешними конкурентами.

    Прежде всего из США, Европейского союза, Японии и особенно Китайской Народной Республики. Они молодцы. Они умеют работать на рынках и умеют себя зарекомендовать прежде всего благодаря тому, что не используют никаких предварительных условий и силовых компонентов. Они идут с деньгами, создают рабочие места и цивилизованным, экономическим методом, мягко говоря, захватывают эти рынки, так как и должно быть в цивилизованном мире. Поэтому, чтобы хоть как–то зацепиться за эти рынки, в них приходится буквально вгрызаться зубами: в Африку, Латинскую Америку, Юго–Восточную Азию, Ближний Восток. Такие задачи давно поставлены.

    До сих пор не реализован потенциал, связанный с экспортом услуг. А ведь на нем мы всегда неплохо зарабатывали. Нужно вернуть утраченные позиции и в дальнейшем из года в год их укреплять.

    Особое внимание — наиболее перспективным видам услуг: инжиниринговым, туристическим.

    В последнее время Беларусь заметно продвинулась в развитии туристической отрасли. Стоило нам обратить чуть больше внимания на этот сектор экономики — и уже заметные подвижки.

    Есть перспективы в развитии экспорта строительных услуг — наши позиции здесь значительно упрочились после возведения горно–обогатительного комбината в Туркменистане. Уверен: теперь профессионализм наших строителей будет еще более востребован на мировых рынках. Более того, небольшой, наверное, секрет, но я открою — во время приемки этого горно–обогатительного комбината президент Туркменистана попросил построить второй такой комбинат. И вы, наверное, обратили внимание — уже объявлен конкурс на строительство этого комбината. Но мне лично обещано, что будут предприняты все силы для того, чтобы белорусам доверить строительство нового комбината. Я ему сказал: «Да мы и так, если захотим, выиграем этот тендер». Нам надо посмотреть — база там создана, это 40 или 60 километров от действующего комбината. Если условия будут приемлемыми — то не надо продавать эту базу, эти тракторы, бульдозеры, экскаваторы и прочую технику, переместить на 40 километров и строить, если мы окажемся победителями, второй горно–обогатительный комбинат. Но еще раз подчеркиваю: надо учесть все ошибки, которые были нами допущены при строительстве 1–го Гарлыкского комбината.

    Сегодня в стране созданы благоприятные условия для инвестирования. Удалось добиться макроэкономической стабилизации. Нет политических потрясений. Действует соответствующее законодательство.

    Не делается никаких различий между отечественными и зарубежными инвесторами.

    Возникает вопрос: если все условия созданы, то почему объемы инвестиций сокращаются? Где мы недорабатываем?

    Первое, что нам нужно сделать, изменить отношение к инвесторам. Об этом, кстати, и говорил высокий гость из Китая, с которым я недавно встречался. Не владелец капитала должен ходить по кабинетам, чтобы вложить в Беларусь свои деньги, а мы обязаны обеспечить ему зеленую улицу в стране. Все вопросы должны решать оперативно.

    Сегодня на позицию крупнейшего инвестора в мире выходит дружественный нам Китай. Все регионы республики установили с провинциями Китая побратимские связи. Договорились о реализации ряда проектов. Но почему не видно конкретных дел? За это тоже будет спрос.

    Задачу губернаторам о ежегодном привлечении в каждую область не менее 100 млн долларов прямых китайских инвестиций никто не отменял. Более того, нам предоставлена огромная кредитная линия Китайской Народной Республикой. Опять же недавно встречаясь с представителями КНР, мы затрагивали этот вопрос, и они уже нам говорят: пожалуйста, давайте новые проекты, мы готовы их финансировать, притом на выгодных для страны условиях. Почему медлим? И при этом надо учесть, что эти деньги мы уже не можем вкладывать в социальные проекты или в долгоиграющие, долгоокупающиеся проекты, даже в дороги. Эти деньги надо вкладывать в быстроокупаемые, производственные проекты. Отныне качество работы с иностранным инвестором, объем привлеченных средств будут рассматриваться как определяющие показатели эффективности руководителей всей местной вертикали. Делайте выводы.

    Иностранные инвестиции — реальный приток недолгового внешнего финансирования, который мог бы быть направлен на создание новых высокопроизводительных рабочих мест для снижения напряженности на рынке труда, сокращения безработицы и увеличения занятых в экономике.

    Более детально ситуацию в экономике страны мы в ближайшее время рассмотрим на заседании Правительства, а точнее, при отчете Правительства перед Президентом, это будет в ближайшее время с участием наших депутатов и сенаторов, Национального банка, всей вертикали власти и руководителей важнейших организаций.

    Все должны быть нацелены на результат. А сегодня прежде всего давайте обсудим главные вопросы, которые я поставил перед всей властью. Вопросы занятости, роста заработной платы, стабильности цен.

    Продолжение читайте здесь


    Источник: Пресс-служба Президента РБ
    последние новости