проекты союзного государства
Меню

    Экспертный комментарий

    10:59, 14 декабря

    Какой быть новой военной доктрине Беларуси?

    Беларусь готовится к принятию новой военной доктрины – документа, который представляет собой совокупность официальных основополагающих взглядов и принципов обеспечения военной безопасности государства в мирное и военное время. Несмотря на то, что она находится еще в стадии обсуждения и доработки, так или иначе этот документ будет вынужден учитывать существенные изменения региональной и глобальной военно-политической обстановки, а также определять модель поведения Беларуси на международной арене в этих новых реалиях. С этой точки зрения, особенно в нынешних напряженных геополитических условиях, это не только документ для внутреннего пользования, но и сигнал мировому сообществу о целях и приоритетах военной политики Беларуси.

    Для Беларуси изменение военно-политической обстановки, прежде всего, связано с украинским кризисом и геополитическим противостоянием («новой холодной войной») между Западом и Россией, при котором степень неопределённости в поведении конфликтующих сторон многократно возросла. Усиливается влияние на национальную безопасность так называемых нетрадиционных угроз в виде международного терроризма, транснациональной преступности, техногенных катастроф и т.д. В этих непростых условиях главными задачами для Беларуси выступают защита национальных интересов, а также государственного суверенитета, военной и политической независимости, обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности границ государства.

    Несмотря на такое радикальное изменение региональной и глобальной военно-политической обстановки, главная суть новой военной доктрины Беларуси не изменится. Она по-прежнему будет иметь оборонительный характер. К тому же важно зафиксировать и новый статус Беларуси как донора региональной стабильности и безопасности. Беларусь проводит миролюбивую внешнюю и военную политику, направленную на поддержание международного мира и безопасности, не имеет ни с кем из соседей территориальных и иных споров, соблюдает международное право при обеспечении собственной национальной безопасности военными средствами. Это позволяет выступать нашей стране надежным и предсказуемым партнером.

    Беларусь не только на словах поддерживает усилия международного сообщества по противодействию традиционным и нетрадиционным вызовам и угрозам безопасности, но и на практике демонстрирует свою приверженность ответственному поведению на международной арене, примером чего выступает активная позиция Беларуси по разрешению украинского кризиса, а также меры направленные на достижения взаимного доверия и прозрачности между странами региона. Сюда же необходимо добавить и белорусские инициативы на различных международных площадках, прежде всего, ООН и ОБСЕ.

    Важно и то, что военной доктриной должен быть подтверждён нейтральный военно-политический статус Беларуси – то есть невозможность использования её территории третьими странами для военной агрессии в отношении других государств, гарантии чего неоднократно звучали из уст Главы государства Александра Лукашенко. Именно военно-политический нейтралитет Беларуси, как и ее дипломатические усилия в рамках украинского кризиса позволили не только начать интенсивный процесс нормализации отношений с Западом, но и существенно усилить интерес со стороны Китая, который в результате украинского кризиса был вынужден пересмотреть или и вовсе отказаться от своих экономических проектов в Украине. Нужно сказать, что подобное внешнеполитическое позиционирование, основанное на нейтралитете, уже приносит экономические дивиденды Беларуси, например, повышая привлекательность белорусских ценных бумаг для иностранных инвесторов.

    Правда, нейтральный статус отнюдь не отменяет возможности Беларуси прибегать к механизмам коллективной защиты, предусмотренным международным правом, соглашениями в рамках ОДКБ и Союзного государства, а также другими государствами в случае возникновения угрозы военной агрессии в отношении нашего государства. Аналогичная угроза в отношении союзников требует от Беларуси рассматривать ее как и угрозу в свой адрес.

    Однако означает ли членство в военно-политических блоках, что Беларусь должна автоматически нести международно-правовую ответственность за действия своих союзников? Любое решение, принятое в обход принципа консенсуса и не учитывающее национальные интересы Беларуси, будь то в рамках ОДКБ или же Союзного государства, не должны налагать каких-либо военно-политических и иных последствий.

    В условиях, когда вся архитектура международной безопасности находится в кризисе, именно Вооружённые силы Беларуси являются главным фактором стратегического сдерживания – снижения рисков возникновения военных угроз за счет усиления потенциала и боеспособности собственной армии. Это, в свою очередь, потребует увеличения бюджетного финансирование белорусских Вооруженных сил, хотя на данный момент его уровень сопоставим с показателем большинства европейских государств (1-1,5 % ВВП в год).

    В силу революции в военном деле кардинальным образом трансформируются способы и поле ведения боевых действий. К традиционным трём его пространствам в виде суши, моря и воздуха добавляются ещё несколько – космическое, кибер- и информационное измерения, где Беларусь также имеет свои национальные интересы и вынуждена их защищать. К тому же стираются границы между жёсткой (военной) и мягкой (невоенной) безопасностью, а современные вооружённые силы различных стран мира все больше и больше, помимо выполнения функции стратегического сдерживания в сфере жёсткой безопасности, используются для противодействия так называемым новым нетрадиционным вызовам и угрозам (противодействие терроризму и транснациональной преступности, кибер-угрозам, информационно-психологическим операциям, техногенным катастрофам и гуманитарным кризисам). Существенно изменился и характер ведения войны – современные военные конфликты (ливийский, сирийский, украинский, йеменский кризисы) все больше и больше соответствуют характеристикам так называемых необъявленных (тайных), прокси- и гибридных войн, в которых помимо активного применения силового компонента в виде неопознанных незаконных вооруженных формирований используются различные инструменты политического, экономического, информационного и иного давления. Хотя за последнее время в направлении противодействия этим угрозам сделано не мало (созданы Силы специальных операций, разработана система территориальной обороны), все эти изменения в военном деле требуют соответствующего их отражения в организационно-штатной структуре Вооруженных сил, не говоря уже о соответствующей их фиксации в военной доктрине.

    Сегодня особенно усиливается значение высокотехнологичных и высокоточных систем вооружения, активно внедряются принципы концепции и технологии сетецентрических войн, направленные на достижение информационно-коммуникационного превосходства над противником. С точки зрения экономических основ обеспечения военной безопасности усилия Беларуси должны быть направлены на получение доступа и разработку собственных высоких технологий в военной сфере и высокоточных боевых систем, как и на диверсификацию военно-технического сотрудничества, связанную с устранением критической зависимости от импорта военных технологий из одного источника.

    Безусловно, все эти существенные изменения так или иначе будут учтены новой редакцией военной доктрины Беларуси. Помимо военной доктрины, в начале этого года Беларусь также приняла новый оборонный план государства – обновлённую детализированную систему мер защиты в случае вооружённой агрессии против нашего государства, что также было связано с изменением военно-политической обстановки в регионе в связи с украинским кризисом и его последствиями.

    В целом, изменение региональной и глобальной военно-политической обстановки, как и характер возникающих перед Беларусью традиционных и нетрадиционных вызовов и угроз превращает Вооруженные силы в ключевой и системообразующий элемент обеспечения национальной безопасности.

    автор: Арсений Сивицкий, директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований
    Другие новости «Экспертный комментарий»