проекты союзного государства
Меню

    Экспертный комментарий

    13:50, 12 января

    Роскосмос назвал возможные причины аварии транспортного грузового корабля «Прогресс МС-04»

    11 января были оглашены результаты работы аварийной комиссии Роскосмоса, которая расследовала причины возникновения нештатной ситуации при запуске 1 декабря 2016 года транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс МС-04» с космодрома Байконур. Тогда корабль потерпел аварию на высоте 190 километров над безлюдной гористой местностью в республике Тыва. Предположительно авария произошла на 382-й секунде полета, когда с борта ракеты-носителя «Союз-У» перестала поступать телеметрия.

    Информация о результатах работы аварийной комиссии появилась на официальном сайте Роскосмоса. В пресс-релизе отмечается, что аварийная комиссия Роскосмоса под председательством генерального директора Госкорпорации Игоря Комарова рассмотрела результаты работы специалистов, изучивших нештатную ситуацию, и установила следующее: «наиболее вероятная причина аварии – вскрытие бака «О» третьей ступени РН в результате воздействия элементов, возникших при разрушении двигателя 11Д55 вследствие возгорания и дальнейшего разрушения насоса окислителя. Причиной возгорания насоса окислителя могло стать возможное попадание посторонних частиц в полость насоса либо возможное нарушение технологии сборки двигателя 11Д55 (несоответствие зазоров между шнеком и втулкой; между плавающими кольцами и крыльчаткой, возможный дисбаланс и биение ротора). Дефект, имеющий производственный характер, проявился в полете».

    Расследование причин аварии происходило на фоне полного отсутствия официальной информации. СМИ озвучивали самые разные варианты возможных причин, приведших к нештатной ситуации, но в большинстве своем они были далеки от реальной ситуации. Первую официальную информацию предполагалось огласить в конце декабря минувшего года, но расследование затянулось. Только 29 декабря 2016 года было распространено заявление генерального директора РКК «Энергия» В.Солнцева о том, что из-за крайне сложного характера аварии к расследованию ее причин привлечены специалисты НАСА, что в практике подобных работ в российской космической отрасли является беспрецедентным случаем.

    Привлечение специалистов НАСА объясняется тем, что конструкция ракеты-носителя «Союз-У» очень схожа с ракетой «Союз-ФГ» на которой запускаются пилотируемые корабли серии «Союз МС». На таких кораблях стартуют международные экипажи к МКС, с участием, в том числе, и американских астронавтов. Российским и американским специалистам необходимо установить истинные причины нештатной ситуации и принять меры к недопущению подобных ситуаций в будущем. К технике, которая используется в пилотируемых программах, всегда предъявляются повышенные требования, ведь от ее надежности зависят жизни космонавтов.

    Нынешняя авария является третьим нештатным происшествием с ракетным комплексом «Союз-Прогресс». Первая произошла 24 августа 2011 года при запуске «Прогресса М-12М». Тогда аварийная комиссия пришла к заключению, что на 325-й секунде полёта произошло нарушение работы двигательной установки третьей ступени ракеты-носителя «Союз-У», что и привело к аварийному отключению двигателя. Через несколько минут после этого с кораблем была потеряна связь – от него перестала поступать телеметрическая информация. Незадолго до потери связи было зарегистрировано падение давления в топливном баке ракеты. Причиной нештатной работы двигателя РД-0110 третьей ступени ракеты-носителя «Союз-У» стало уменьшение расхода горючего в газогенераторе вследствие засорения тракта его подачи, что привело к нарушению условий работы и снижению параметров двигателя, его выключению по команде «Аварийное выключение двигателя».

    Вторая авария произошла 28 апреля 2015 года при запуске транспортного корабля «Прогресс М-27М» на ракете-носителе «Союз-2.1а». Тогда в официальном заявлении отмечалось, что в результате двух последовательных разгерметизаций бака окислителя и бака горючего третьей ступени после отключения маршевых двигателей произошло нештатное разделение ракеты-носителя «Союз-2.1а». В результате этого на корабле вышел из строя ряд ключевых систем управления, а сам корабль оказался вне расчетной орбиты с отклонением в 40 километров. В том расследовании специалисты Роскосмоса предположили, что вероятной причиной аварийной ситуации стал так называемый «акустический удар» при выключении двигателя. Объясняли это тем, что не полностью были просчитаны акустические нагрузки, оказываемые кораблем «Прогресс» на новую модификацию ракеты – «Союз-2.1а». Авария, по мнению специалистов, не была связана с качеством двигательной установки.

    Возможно тогда, из-за недостатка телеметрических данных, были сделаны поспешные выводы об исправности двигателя РД-0110. Сейчас на форуме журнала «Новости космонавтики» идет активное обсуждение версии об аварии двигателя на последней секунде работы, совпавшей с временем его отключения.

    Нынешняя авария во многом напоминает аварию 2015 года – опять вскрылся бак с окислителем (жидким кислородом) и пропала телеметрия и поврежденный корабль отделился от ракеты. Правда нештатная ситуация произошла на более ранней стадии работы третьей ступени и выхода на околоземную орбиту не состоялось. Причины аварии в этот раз удалось установить более однозначно: виновен двигатель РД-0110 или «инородные предметы» попавшие в его турбогенератор.

    Двигатели серии РД-0110 серийно производятся на Воронежском механическом заводе. Они созданы на базе ракетного двигателя РД-0106. В космических полетах двигатели серии РД-0110 используются с 1965 года и являются сравнительно надежными изделиями. До 2011 года в российской пилотируемой космонавтики из-за двигателя РД-0110 не произошло не одной аварии (ни с «Союзами», ни с «Прогрессами»). Однако к началу 2010 года на предприятиях Роскосмоса ухудшился контроль качества выпускаемой продукции, была отменена военная приемка, что и породило нынешние проблемы. Сейчас в направлении повышения качества многое делается, но многие проблемы еще остаются, о чем свидетельствует и нынешняя авария. Работу в направлении повышения качества необходимо продолжить и довести до логического завершения. Ведь в 2016 году Россия, впервые за многие годы уступила первое место по количеству космических запусков. Ее обогнали США и Китай (по 22 космических запуска у каждой из стран, но и у каждой из этих стран были аварии с ракетами-носителями). Россия заняла только третье место и одной из причин этого стала высокая аварийность в предыдущие годы, что и сказалось на снижении количества иностранных контрактов на запуск спутников в 2016 году.

    автор: Виктор Надеждин, фото сайта spaceflight101.com
    последние новости
    Другие новости «Экспертный комментарий»