проекты союзного государства
Меню

    Экспертный комментарий

    12:36, 31 августа

    Сергей Лескин: В Беларуси нужно внедрять апробированную в России программу подготовки кадров для АЭС

    • «Я много видел пусковых объектов. Мне очень понравилось состояние дел на Белорусской АЭС именно в процессе монтажа. Все чисто, все аккуратно разложено»

    В рамках пресс-тура «Взаимодействие Беларуси и России в сфере ядерной энергетики» Беларусь посетил доктор технических наук, профессор кафедры оборудования и эксплуатации ЯЭУ Обнинского института атомной энергетики (ИАТЭ НИЯУ МИФИ) Сергей Терентьевич Лескин. Корреспондент портала soyuz.by поговорил с экспертом об актуальных вопросах подготовки кадров для АЭС.

    О посещении строительной площадки Белорусской АЭС

    Я много видел пусковых объектов. Как правило, валяется железо, где-то грязь, где-то мусор, где-то вода течет. Но мне очень понравилось состояние дел на Белорусской АЭС именно в процессе монтажа. Все чисто, все аккуратно разложено и т.д. Это говорит о высокой культуре монтажа. На меня это произвело очень хорошее впечатление.

    О подготовке кадров для АЭС

    Согласно надзорным нормам, у специалистов, которые имеют право работать в ядерной энергетике, обязательно должно быть базовое образование. Или высшее образование, но потом человек должен пройти переподготовку – полгода, порядка 500 часов. Переподготовка заканчивается тем, что пишется диплом, который защищается перед государственной комиссией. Но, как правило, на переподготовку идут люди с АЭС, которые уже имеют достаточно большой опыт эксплуатации. Фактически они выполняют ту работу, которую они будут выполнять уже потом. Здесь же (на Белорусской АЭС - прим. Soyuz.by), и это меня несколько тревожит, молодые специалисты. У них нет того базового образования, которое должно быть у человека, работающего в области эксплуатации атомной станции. Можно ли уложить хотя бы год того, что проходят наши студенты на пятом курсе, в те полгода для не имеющих базового образования в области ядерной энергетики молодых специалистов? Я думаю, что это невозможно.

    У нас построение учебного процесса заключается в том, что уже на четвертом курсе, когда уже прошли курс АЭС (все оборудование, парогенераторы, турбины и т.д.), одновременно студенты начинают работать на функциональном аналитическом тренажере. Это не полномасштабный тренажер, но у него есть все функции и заложены модели: пуск реактора, вывод в критическое состояние, выполнение технологических операций и т.д. Это четвертый и пятый курс. Правда, у вас студенты должны быть заточены на конкретный проект, а у нас они выходят в мир ядерной энергетики, не зная, на каком реакторе они будут работать. Студенты изучают все. После четвертого курса едут на две недели на технологическую практику на АЭС. Они знакомятся непосредственно с тем оборудованием, которое в дальнейшем придется эксплуатировать. После пятого курса, когда закончена теория, студенты уже приезжают на месяц на производственную практику, стажируются в смену, используется для подготовки полномасштабный тренажер.

    А за полгода что проходят? Изучают физику реактора, конструктивные особенности, но это не дает того полного образования в области эксплуатации, которое представляет собой изучение режимов, определенных операций. Молодые специалисты должны стажироваться в течение трех лет на всех рабочих местах. У вас только реактор запускается. Где они будут стажироваться три года? Значит, они могут работать только лишь на начальной стадии, оператором реакторного отделения, если хотят попасть в ВИУРы (ведущий инженер управления реактором, - прим. Soyuz.by). Кто же их пошлет, например, на Нововоронежскую АЭС на стажировку на три года? Никто ведь не отправит. Они будут стажироваться на ходу.

    Есть система, есть традиции, квалификация преподавателей. Наша кафедра уже 40 лет работает в области подготовки специалистов для эксплуатации АЭС. Это не так просто. Попробовали литовцы у себя в Каунасе сделать центр подготовки, не получилось. А когда мы приехали на экзамен, чтобы понять, насколько готовы те ребята, которые к нам приедут, и можем ли мы их научить за год, то мы пришли в шок. Сам представитель Игналинской АЭС устроил разнос по поводу того, что платятся деньги, а в Каунасе никого не подготовили. Мы поставили условие – учеба два с половиной года по специальной программе.

    Белорусские ребята приезжали к нам. Двое у меня писали дипломы. Хорошие ребята, хорошо мотивированные, стремятся к знаниям, с определенной областью знаний знакомы достаточно хорошо. Нужно объединять усилия в том, чтобы апробированную программу подготовки кадров внедрять в Беларуси. Мы готовы помочь в плане рабочих программ, постановки курсов и т.д. Это хорошее взаимное сотрудничество, которое было бы очень плодотворным. У вас есть хорошие преподаватели. Все нормально, но нужно направить все усилия в это русло, чтобы на выходе были специалисты именно те, которые нужны вашей атомной энергетике. Это общая задача, ведь случись что-нибудь в Беларуси, в России или Украине, мало не покажется всем.

    Напомним, что представители российских и союзных СМИ 23-24 августа приняли участие в пресс-туре «Взаимодействие Беларуси и России в сфере ядерной энергетики». Пресс-тур для представителей прессы организован с целью освещения строительства атомной электростанции, реализации проекта выдачи мощности Белорусской АЭС, формирования позитивного имиджа создания и развития атомной энергетики в Республике Беларусь. Мероприятия было организовано Постоянным Комитетом Союзного государства, Национальным пресс-центром Республики Беларусь при поддержке МИА «Россия сегодня», Министерства энергетики Республики Беларусь и Национальной академии наук Беларуси.

    Фото: газета "Весть"

    Другие новости «Экспертный комментарий»