проекты союзного государства
Меню

    Экспертный комментарий

    12:25, 09 октября

    Николай Рерих - художник, писатель и философ

    Спросят: как перейти жизнь?

    Отвечайте: как по струне бездну – красиво, бережно и стремительно.
    Н. Рерих

    Родился Николай Константинович в 1894 году в городе Санкт-Петербурге.

    Семья Рерихов занимала высокое положение в обществе. Родители маленького Николая дружили со многими известными учёными, литераторами и художниками своего времени. В доме Константина Фёдоровича и Марии Васильевны часто звучала музыка, устраивались спектакли и представления, обсуждались научные статьи и художественные произведения. Не случайно, что в такой атмосфере Николай с самого раннего возраста заинтересовался гуманитарными науками и искусством.

    Выбирая профессию после окончания гимназии, он решил поступать сразу в два высших учебных заведения: на юридический факультет университета Петербурга и в Академию художеств.

    Одновременно с учебой Николай Константинович стал заниматься археологическими раскопками, сотрудничая с Археологическим обществом и Археологическим институтом.

    Как археолог Николай Рерих работал во многих губерниях России, собрал огромную коллекцию предметов, относящихся к периоду каменного века.

    Как художник –работал в былинном, историческом жанрах, в жанре портрета и автопортрета. Еще во время студенчества в Академии художеств он часто интересовался русскими народными сказками, периодом древней истории России, с 1905 года стал обращаться в своем творчестве к восточной тематике.

    Заявил о себе Николай Константинович и как художник-оформитель. После окончания Академии он оформлял оперные и балетные спектакли, участвовал в работе “Русских сезонов” в Париже, создавая декорации к “Половецким пляскам”, “Весне священной” и “Псковитянке”; создавал эскизы росписей и мозаик для многих зданий Русской православной церкви.

    В художественных работах Николая Рериха проявилось его новаторство, связанное с простотой и лаконизмом рисунка, яркостью и насыщенностью красок. Художник экспериментировал с техникой написания картин, со способами нанесения цвета, накладывая один на один несколько слоев красок. Все это помогало создавать Николаю Рериху самобытные, неповторимые полотна. Его картины кроме необычной техники написания, отличались философским содержанием, глубиной и точностью передачи нюансов.

    По рассказам современников полотна Рериха, выставляемые не только в России, но и далеко за ее пределами, производили на зрителя очень сильное впечатление, завораживая и притягивая взгляд.

    Николай Константинович много путешествовал, а с 1918 года жил за границей: сначала в США, а потом – в Индии.

    В Америке Николай Рерих организовывал выставки своих произведений, читал лекции о русской живописи и русском искусстве, а в начале 1920-х годов открыл в Нью-Йорке «Мастер-Институт объединённых искусств», целью которого было объединение людей всех стран, национальностей и вероисповеданий с помощью культуры.

    В 1923 году Николай Константинович с семьей переехал в Индию, и оттуда начал научно-художественную экспедицию, охватывающую Тибет, Монголию, Китай и другие страны. Во время экспедиции Рерих проводил этнографические исследования, изучал флору и фауну, много рисовал. Именно с этого времени восточная тема стала основной в творчестве художника. Он обращался к природе Гималаев, создавал портреты знаменитых учёных и философов, писал древние памятники архитектуры.

    Всё глубже погружаясь в культуру Востока, читая произведения выдающихся мыслителей Индии, Николай Рерих стал основателем духовного учения, основанного на идее необходимости самосовершенствования для каждого. Николай Рерих считал, что самосовершенствование человека, формирование его как личности, станет возможным только в случае сохранения и преумножения ценностей культуры.

    В Индии Николай Константинович прожил до конца своих дней. Он ушел из жизни 13 декабря 1947 года.

    Другие новости «Экспертный комментарий»