проекты союзного государства
Меню

    Экспертный комментарий

    10:31, 30 октября

    Народный художник БССР Андрей Бемель: жизнь и творчесво

    Родился Андрей Онуфриевич в 1905 году на Витебщине. Его детство прошло в небольшом городке Велиж на берегу Западной Двины.

    В семье Андрея никто даже косвенно не имел отношения к искусству, а он уже с самого раннего детства заинтересовался живописью. Как позднее вспоминал Андрей Онуфриевич, в юные годы он каждую свободную минуту посвящал рисованию.

    В Вележе будущий скульптор пошел в народную художественную школу, организованную Михаилом Керзиным. Андрей мечтал стать живописцем и поэтому пришел учиться с целью стать "великим художником". Но преподаватели, заметив у мальчика совсем другой талант, предложили ему сосредоточить свои силы на скульптуре. С этого времени Андрей часто закрывался в своей комнате и тщательно лепил портреты своих домашних, фигурки зверей, пытался повторять произведения признанных мастеров.

    После окончания в 1922 году полного курса школы второй ступени, Андрей Бембель не знал, где продолжить своё художественное образование. Поэтому устроился на работу в качестве секретаря городского финансового отдела, а в свободное от работы время руководил художественной самодеятельностью города, много читал и рисовал с натуры.

    Когда в Витебске был открыт новый художественный техникум, Андрей Бембельбросил работу и сразу же переехал в Витебск, чтобы продолжить своё образование. После окончания четырех курсов техникума в 1927 году он поступил в Ленинградский высший художественно-технический институт, который через три года был переименован в Институт пролетарского изобразительного искусства.

    В 1931 году Андрей Онуфриевич вернулся в Беларусь, в город Гомель, где организовал художественную студию для рабочей молодежи при горсовете. А вскоре переехал в Минск.

    В Минске он принял участие в скульптурном оформлении интерьера главного столичного здания – Дома правительства. Андрей Бембель работал над многофигурными барельефами, посвященными революционной борьбе.

    Также до войныБембель успел принять участие в создании памятников Владимиру Ленину в различных белорусских городах, оформлении интерьеров зала Президиума Верховного Совета БССР, Дома Красной армии (сейчас это Дом офицеров) и др.

    Во время Великой Отечественной войны скульптор был призван на фронт, а в 1943 году поступил в распоряжение Центрального штаба. Именно тогда Андрей Бембель начал работу над одним из самых знаменитых своих произведений – портретом капитана Николая Гателло.

    Позднее появились натурные этюды белорусских партизан Федора Павловского, Дмитрия Гуляева; эскизные наброски к будущим композиций "Клятва", "Белорусские партизаны", "Сопротивление" и др.

    Скульптуры принесли известность Андрею Онуфриевичу. О мастерезаговорили не только в СССР, но и далеко за его пределами.

    После войны Бембеля пригласили принять участие в оформлении мемориала в Брестской крепости (в Бресте Андрею Ануфриевичу принадлежит идея одного из наиболее значимых фрагментов памятника – Главного входа), Кургана славы и монумента на площади Победы в Минске.

    Деятельность Андрея Бембеля была оценена на самом высоком уровне. Он не единожды награждался орденами и медалями, становился лауреатом многочисленных премий, а в 1955 году был удостоен звания Народного художника БССР.

    Близкие художника вспоминали, что мысли о творчестве не покидали его даже в период тяжелой болезни. До самой смерти он говорил об искусстве, которое стало для Андрея Бембеля смыслом жизни.

    Прославленный скульптор ушел из жизни 13 октября 1986 года и был похоронен на Восточном кладбище города Минска.

    Источник: Елена Ахрамович, историк
    Другие новости «Экспертный комментарий»