проекты союзного государства
Меню

    Экспертный комментарий

    15:25, 13 ноября

    Революции 1917 года: испытание временем

    • В Российском центре науки и культуры г. Бреста прошло заседание «круглого стола», посвященное 100-летию Великой российской революции

    В заседании, состоявшемся 10 ноября 2017 г., приняли участие историки-специалисты из Минска, Бреста, Гродно, представители общественных объединений, студенты брестских вузов. Были высказаны различные точки зрения по поводу столетнего юбилея российской революции, ее влияния на ход российской и мировой истории.

    Во вступительном слове, приветствуя участников заседания, директор Российского центра науки и культуры в Г. Бресте Е.Маслова отметила непреходящее значение революции, ее влияние на мировой ход истории. Этот революционный опыт и опыт строительства нового общества необходимо изучать и осмысливать, чтобы обеспечить примирение сил, порой стоящих и сегодня по разные стороны оценок этого важнейшего события.

    Доклад доктора исторических наук, профессора М.Стрельца (г. Брест) был посвящен анализу социально-экономического кризиса в России накануне Октябрьской революции. Черты кризиса, по мнению оратора, брали свое начало в причудливом сочетании в России элементов доиндустриальной и индустриальной цивилизаций, неспособности российской дореволюционной политической элиты, а позднее и Временного правительства проводить необходимые реформы. При этом углублению кризиса способствовала Первая мировая война, куда была втянута Россия. Различные проявления общенационального кризиса и обусловили Октябрьскую революцию.

    По мнению доктора исторических наук, профессора. В. Козлякова (г. Минск), Великая русская революция представляла собой цивилизационный прорыв, воплотивший в себе характерные компоненты русской цивилизации (созидательный труд, стремление к свободе, преобладание духовных начал над материальными, соборность). И заслуга партии большевиков состояла в том, что она сумела соединить общенародное движение масс, используя достижения марксистской теории и идей «крестьянского социализма». Это была попытка трудового народа вырваться из плена противоречий рыночных отношений того периода. Поэтому не случайно те олигархи и их обслуга ополчились на новую власть, призвали на помощь иностранных интервентов. Но советская власть не только выстояла, но и сформировала новый тип цивилизации – Советскую цивилизацию. Как справедливо заметил известный политолог С.Кара-Мурза, «советский строй в целом был уникальной, чудесным образом достигнутой точкой на всем пространстве социально-экономических вариантов жизнеустройства». Несмотря на то, что Советской цивилизации был нанесен тяжелейший удар в 1991 г., ее характерные черты (стремление к социальной справедливости, коллективизм, товарищеская взаимопомощь и др.) не исчезли. Они в той или иной степени сохраняются на постсоветском пространстве. В этих условиях исторические уроки Великой Российской (русской) революции требуют глубокого осмысления. И не только с точки зрения «примирения сторон», а прежде всего в силу необходимости понимания проблем нашего общества, новых противоречий, степени реализации тех или иных реформ, направленных на удовлетворение интересов всего общества.

    В своем докладе доктор философских наук, профессор Л.Криштапович (г. Минск) доказал, что противопоставление истории и революции антинаучно. История выступает в двух видах развития: эволюции и революции. Великая русская революция – это историческое событие, определяющее ментальность народа. Примирение «белых» и «красных» возможно только на основе истории. Докладчик привел конкретный пример: сначала во Франции отрицали Французскую революцию, но только через более чем 100 лет французское общество дату своей революции стало отмечать как национальный государственный праздник. Наш пример – Победа в Великой Отечественной войне. Это наш общий праздник. Мы должны признать и революцию как наш праздник. Власть должна стать на путь примирения, признавая Великую русскую революцию как часть нашей общей истории. К сожалению, российские либералы стараются изобразить русскую историю набором русофобских штампов.

    Доцент, кандидат исторических наук Н.Улейчик (г. Гродно) кратко проанализировала состояние российской историографии в освещении революции. Если раньше основной упор делался на изучении истории большевиков, то теперь акценты смещены на исследовании позиций противников большевизма. При этом стало больше внимания уделяться изучению социальной среды революции. «Человек и революция» -- вот тема многих современных исследований историков.

    Преподаватель истории средней школы № 20 г. Бреста Ю.Панасевич раскрыл объективные и субъективные предпосылки Октябрьской революции. Он показал, что противоречия, которые привели к Октябрю 1917 г., совершенно очевидно обозначились еще в Феврале. При этом в правивших партиях – эсеров и меньшевиков -- не было единства. Они раскалывались на левых и правых. С каждым днем углублялись противоречия между центром и провинцией, так называемыми «окраинами». Росло число выступлений крестьян. Проявления общенационального кризиса и обусловили закономерность Октябрьской революции под руководством большевиков.

    Секретарь Брестской городской организации КПБ, профессор В.Плетюхов посвятил свой доклад международному значению Октябрьской революции. Влияние Великого Октября испытали на себе многие страны. Трудящиеся всего мира сочувствовали и демонстрировали солидарность с молодым советским государством. Претерпевало изменения и все капиталистическое общество. Государство стало активно вмешиваться в рыночную экономику. Западный бизнес стал принимать меры по социальной защите населения, Однако советское государство не смогло решить многие свои проблемы. Много ресурсов унесла Великая Отечественная война. Навязанная Западом гонка вооружений сделала советскую экономику милитаризованной, не отвечавшей на социальные запросы общества. Тем не менее создание ядерного оружия в СССР остудило западные страны в желании агрессивных намерений. Докладчик сделал важный вывод: Октябрьская революция обеспечила условия выживания всему человечеству.

    Зам. руководителя РОО «Мир для всех» В.Саевич рассмотрел многие аспекты Октябрьской революции в качестве основы для прорыва в будущее. Февральская революция дала народу свободу. Но не решила важнейших социально-экономических вопросов. Октябрьская революция знаменовала собой прорыв, значение которого мы в полной мере еще не осознали. Революция дала вождей, сказавших действительно свое слово в истории. Все революции когда-то завершались. Но при всем притом результаты Октябрьской революции колоссальны. Поэтому все наветы, которые идут на Октябрь 1917 г., злонамеренны. Россия форсировано прошла процесс перехода от традиционного общества к индустриальному и оказалась перед новыми вызовами. Но Октябрь 1917 г., его уроки властно говорят нам: надо вместе идти вперед, несмотря на частные разногласия, надо идти к национальному подъему, к развитию и идеалу справедливости.

    Писатель, председатель Координационного совета организаций российских соотечественников А.Геращенко говорил о влиянии Октябрьской революции на решение белорусского вопроса. Именно Октябрьская революция, провозгласившая право наций на самоопределение, способствовала созданию реальной белорусской государственности на советской основе. Беларусь – единственная страна, которая отмечает праздник Великого Октября как государственный праздник. И сегодня нам помогает выживать наследство, оставленное Советским Союзом. Бывшие советские республики не могут похвастаться значительными успехами после развала СССР. Поэтому нам надо укреплять Союзное государство, Евразийский союз.

    Депутат Брестского городского Совета, заведующий кафедрой социально-политических и исторических наук Брестского государственного технического университета А.Мощук продолжил тему влияния событий октября 1917 г. на Беларусь. Выступавший отметил ужасы войны, сказавшиеся на тяжелом социально-экономическом положении населения. Нельзя не учитывать скопления большого количества войск на белорусских землях. Все это не могло не отразиться и на вопросах межпартийной борьбы. Значительная часть солдат Западного фронта, крестьянства поддержала большевиков и первые декреты Советской власти. Так были заложены основы будущей белорусской советской государственности.

    Зам. председателя творческого клуба г. Бреста «Светлояр» В.Гойко провел интересный анализ школьных программ по истории, прежде всего тех разделов, которые касаются истории Октябрьской революции. Развал СССР, обретение независимости постсоветскими республиками не могли не сказаться на содержании этих разделов. Что касается России, то тут нет единого подхода. Однако была выработана единая Концепция в преподавании истории. И сейчас Октябрьская революция рассматривается как составная часть «Великой русской (российской) революции». Однако споры не утихли, хотя дискуссии ведутся вокруг термина «советская модернизация». Существенные изменения произошли в украинских программах. Историю Украины диктует националистическая конъюнктура. Речь идет об Украинской революции, «эксплуатации» Украины Россией. Параллельно озвучивается тезис о тесной связи Украины с Европой, о том, что лучше всех жилось Западной Украине, когда она находилась под Австрией. Особых изменений нет в белорусских программах. Однако часто в некоторых учебниках просматривается мысль о том, что без Белорусской Народной Республики не было бы и БССР.

    Тема доклада кандидата исторических наук, доцента Н.Ковалевой – «Октябрьская революция 1917 г. в национальной исторической памяти белорусского народа». Защищая идею о том, что у каждого народа есть своя историческая память, автор считает, что «Октябрьская революция – индикатор исторической памяти в квадрате». Конечно, считает докладчик, праздник Октябрьской революции должен оставаться в качестве государственного праздника. Но необходимо выработать своеобразную историческую политику, которая должна быть последовательной в определении важнейших исторических дат.

    С интересом участники «круглого стола» выслушали выступление студента 3 курса исторического факультета Брестского государственного университета им. А.Пушкина С.Жука. Выступавший постарался выявить геополитические последствия Октябрьской революции, представленных в соперничестве цивилизаций «суши» и «моря». А Россия становится симбиозом двух моделей: так называемой «Евразийской модели» и «Западной».

    Состоявшаяся дискуссия в ходе заседания «круглого стола» свидетельствовала о том, что опыт и уроки «Великой российской (русской) революции» необходимо и дальше изучать и учитывать в дальнейшем движении человечества по пути прогресса. Но игнорировать ее значение для мировой цивилизации невозможно.

    Владимир Козляков, профессор

    последние новости
    Другие новости «Экспертный комментарий»