проекты союзного государства
Меню

    Экспертный комментарий

    15:41, 04 декабря

    Ключевой документ по улучшению бизнес-климата в стране

    • Президент Беларуси А.Лукашенко подписал Декрет № 7 «О развитии предпринимательства»

    Декрет предусматривает кардинальное изменение механизмов взаимодействия государственных органов и бизнеса, минимизирует вмешательство должностных лиц в работу субъектов хозяйствования и усиливает механизмы саморегулирования бизнеса, его ответственность за свою работу перед обществом. При этом сохраняется минимально необходимый уровень контроля со стороны государства.

    Для достижения этих целей вводится уведомительный порядок осуществления наиболее распространенных видов экономической деятельности. Их перечень определен Декретом: это бытовые, туристические, социальные услуги, деятельность в сфере торговли и общественного питания, перевозок пассажиров и багажа, производство продукции, стройматериалов и иные распространенные виды деятельности. Таким образом, действие документа охватывает сферы, в которых сосредоточено около 95% малого и среднего бизнеса.

    Теперь для занятия данными видами деятельности достаточно будет подать единственное уведомление в исполком через службу «одно окно» (допускается почтовое отправление с уведомлением о вручении), либо с помощью портала электронных услуг. На следующий день уже можно будет заниматься заявленным видом деятельности.

    Кроме того, установлен мораторий на повышение налогов. Согласно Декрету до 2020 г. не допускается повышение существующих налогов и введение новых налогов, сборов, пошлин. При этом сделана оговорка, что повышение ставок налогов, установленных в белорусских рублях, возможно в целях их адаптации к инфляционным процессам. Также повышение налогов возможно, если международные договоры, участницей которых является или станет Республика Беларусь, предусматривают такое повышение.

    Декретом также утверждены общие требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования, требования в области охраны окружающей среды и ветеринарии, к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и эксплуатации капитальных строений, изолированных помещений. Эти требования максимально систематизированы и сокращены. Они будут являться обязательными для соблюдения всеми субъектами при осуществлении экономической деятельности. Так, например, шиномонтажные работы можно проводить в обычном гараже.

    Согласно Декрету теперь предприятиям торговли и общественного питания не надо согласовывать с властями режим работы. Так, этим предприятиям не нужно будет обращаться в исполкомы за согласованием режима работы магазинов, ресторанов и кафе. Исключение сделано только для заведений, работающих в ночное время (с 23 до 7 часов). В сфере транспортной деятельности уходит в прошлое обязательное требование об оформлении путевых листов для перевозок пассажиров и багажа в нерегулярном сообщении.

    Отменяются иные излишние и экономически затратные требования и ограничения для бизнеса в сферах производства продукции, строительной и транспортной деятельности, торговли и других.

    Одновременно Декрет устанавливает административную ответственность руководителя за обеспечение нормальной работы предприятия. В частности, за непринятие им необходимых мер по надлежащей организации деятельности предприятия, повлекшее вредные последствия, если нет признаков преступления или иного административного правонарушения, предусмотрен штраф от 10 до 200 базовых величин.

    Подавляющее большинство представителей бизнеса, экспертов и аналитиков в целом положительно оценили Декрет № 7. Этот документ упразднит излишние административные барьеры, будет способствовать раскрепощению деловой активности и самозанятости населения. Такое мнение корреспонденту БелТА высказал член Совета по развитию предпринимательства С.Новицкий. Эксперт также отметил, что доля малого и среднего предпринимательства, ИП, безусловно, вырастет. «Сегмент предприятий с численностью 25-100 работников должен показать наибольший рост. Он является наиболее активным, динамичным и инвестиционно привлекательным», -- резюмировал С.Новицкий.

    Схожего мнения придерживается и председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства В.Карягин. «Декрет по развитию предпринимательства является хорошей платформой для развития деловой инициативы в стране. И речь идет не только о предпринимателях, а в целом о деловой инициативе всех граждан», -- подчеркнул он. В одном из интервью В.Карягин заявил: «Принятие Декрета создает хорошие основы для дальнейшего диалога бизнеса и власти. Полагаю, что на этом наша совместная работа не закончится. Мы ожидаем еще целого ряда мер по поддержке высокотехнологичного сектора экономики, и речь не только об ИТ-секторе». При этом добавил, что, к примеру, ожидаются меры по поддержке белорусских технопарков.

    Позитивно оценил Декрет № 7 и председатель Белорусского союза предпринимателей А.Калинин. «Мы этот Декрет давно ждали и считаем, что это будет хороший шаг в сторону предпринимательства», -- сказал А.Калинин в интервью газете «Белорусы и рынок». Вместе с тем, по мнению руководителя Белорусского союза предпринимателей, недостаток этого документа – «некомплексность». Документ должен сопровождаться реформой некоторых налогов и снижением налоговой нагрузки, ведь она у нас самая высокая из стран ЕАЭС. «Если мы оставим ее такой, то останемся неконкурентоспособными и не добьемся серьезного прорыва», -- заключил А.Калинин.

    Высокую оценку Декрету дал в интервью информационно-аналитическому порталу Союзного государства профессор кафедры экономики и управления на предприятиях Белорусского государственного технологического университета (БГТУ), доктор экономических наук, профессор И.Воробьев. По его словам, Декрет дает возможность расширить деловую инициативу населения, создает более благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, устраняет некоторые административные барьеры. В то же время, государство не должно уходить от контроля за предпринимательской деятельностью, четкого соблюдения предпринимателями санитарных и противопожарных норм, обеспечением экологической безопасности. Профессор считает, что следует создать такие условия, чтобы была реальная конкуренция между государственными предприятиями и частными структурами. Что касается налоговой системы, то налог, по мнению профессора, должен быть направлен на потенциал предприятия, а не на отгрузку или реализацию продукции. И тут нам надо серьезно изучить налоговый опыт Франции, Германии, Китая.

    Также положительно оценивая Декрет, зав. кафедрой экономической теории и маркетинга БГТУ, доктор экономических наук, профессор С.Барановский полагает, что оплата труда при эффективной работе сотрудников должна быть примерно равной, как на государственных предприятиях, так и в частных структурах. Но уравниловки в оплате труда быть не должно. Отвечая на вопрос портала, какие возможности предоставляет Декрет для развития интеграционных связей между Беларусью и Россией, профессор ответил так: «Несмотря на определенные различия экономик двух стран (в Беларуси явное преобладание государственного сектора, в России – частного), некоторые положения белорусского Декрета могут быть использованы для интеграционных связей предпринимательских структур Беларуси и России. У нас уже достигнуты значительные результаты в области унификации законодательства двух стран, поскольку НДС в Республике Беларусь и России сегодня исчисляется по единому зачетному методу, почти полностью согласовано законодательство об акцизах, унифицированы такие специфические платежи, как единый налог на сельхозпроизводителей, налог на игорный бизнес и лотерейную деятельность. Однако работу по унификации законодательства следует продолжить. И тут свое веское слово должна сказать экономическая наука».

    Разумеется, не могли пройти мимо Декрета и так называемые «независимые» эксперты, как правило, представляющие оппозиционный лагерь и стоящие на либеральных позициях. Я.Романчук, руководитель научно-исследовательского центра Мизеса вынужден признать в «БелГазете»: «Есть основания приветствовать меры по реальному сокращению регуляторной нагрузки и транзакционных издержек». Но тут же оговаривается: «Не получилось одно – радикальное, кардинальное улучшение условий для развития предпринимательства». «Настоящая революция раскрепощения частного бизнеса и условий для его роста отложена, -- продолжает свою мысль Я.Романчук в газете «Солидарность». -- От принятия Декрета № 7 институт частной собственности практически не укрепился. Размер и функции государства в экономике не сократились. Реального равенства условий хозяйствования не получилось. Декриминализация отложена. Высокая налоговая нагрузка сохранена».

    Как отмечает далее «независимый» экономист, огромные полномочия тысяч контролёров, инспекторов и всевозможных начальников по-прежнему основываются на субъективной интерпретации таких понятий, как «ненадлежащее соблюдение», «вред законным интересам граждан», «обоснованность затрат и повышения цен», «умышленные действия» или «меры по надлежащей организации деятельности».

    «Если взять обещание А.Лукашенко сделать всё, что нужно для развития предпринимательства в Беларуси за чистую монету, то по факту номенклатура и отраслевые, региональные лоббисты нынешних коммерческих фаворитов переиграли Президента», -- считает Я.Романчук. «Декрет № 7 не несёт для них лично, а также для организованных ими порочных схем управления и распределения ресурсов экзистенциальной угрозы. Это значит, что национальное предпринимательство продолжит формироваться в русле интересов VIP-номенклатуры, а не по запросам потребителей», -- заключает Я.Романчук. Подобные заявления свидетельствуют о том, что наши оппозиционеры по-прежнему находятся в плену западных либеральных иллюзий, а их выводы не подкрепляются какими-либо доказательствами.

    Более сдержан в своих оценок Декрета доктор экономических наук, профессор Б.Желиба. В статье, опубликованной в газете «Народная воля», он отмечает, что многие предложения бизнес-сообщества нашли отражение в этом документе. Однако и Б. Желиба солидаризуется с некоторыми другими аналитиками в том, что Декрет более полезен начинающим предпринимателям. Они могут уменьшить свои затраты на открытие и организацию бизнеса. Им не потребуется обивать столько кабинетных порогов, преодолевая бюрократические процедуры, как это было ранее. «Действующий бизнес ожидал от этого документа большего, -- считает Б.Желиба. – Прежде всего снижение налогового бремени, улучшения доступа к кредитным ресурсам, уменьшения затрат на сертификацию товаров».

    При всем разбросе мнений в оценках Декрета № 7, следует отметить, что практическая реализация данного документа будет способствовать развитию предпринимательства и деловой инициативы людей. Это признает значительная часть белорусского бизнес-сообщества.

    автор: Владимир Клавдин, политолог
    последние новости
    Другие новости «Экспертный комментарий»