проекты союзного государства
Меню

    Экспертный комментарий

    13:28, 13 мая

    Государственные символы Республики Беларусь священны и нерушимы

    • ко Дню Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна

    В современном мире все без исключения государства позиционируют себя с помощью своих официальных символов. В числе этих символов наравне со звуко-музыкальным – гимном, входят символы визуальные – Государственный флаг и Государственный герб.

    Каждый народ издревле защищал и оберегал Родину – территорию своего развития и проживания, национальную культуру, свой уклад жизни, сформированные опытом поколений нравы, обычаи, воззрения. Каждый народ гордился и гордится своей историей, славил и славит героических, трудолюбивых предков. Единению народа служили многочисленные общепринятые символы в одежде, украшениях, утвари, жилищных постройках. Эти символы, носители сущностной информации, использовались в повседневной жизни простого народа, при дворах правителей, в отношениях с иностранцами, во время военных походов.

    Элементы Государственного флага Республики Беларусь – трехцветие и национальный орнамент – несут глубокий символический и исторический смысл. Красный цвет с древнейших времен символизирует солнце, главный источник энергии, который питает все жизненные процессы на Земле. Есть все основания полагать, что традиция почитания людьми этого цвета восходит к глубокой древности и связана с поклонением человека огню, обеспечивающему ему существование.

    Вместе с тем красный цвет – это олицетворение воли, зрелости, мужества, благородства, власти, солидарности в борьбе за высшие идеалы человечества. Польский хронист М. Стрыйковский свидетельствовал, что в Грюнвальдской битве (15 июля 1410 г.), когда соединенные силы Польши и Великого княжества Литовского разбили Тевтонский орден крестоносцев, знамена отрядов Вилейского, Минского, Полоцкого и Смоленского воеводств были красного цвета. Это цвет использовался в символике Беларуси и в более поздние времена. В XIX в. он берется на вооружение различными революционно-демократическими организациями и движениями многих европейских стран. Революционные события в Беларуси в начале ХХ века происходят при доминирующем использовании красных знамен. Конституционное закрепление красного флага произошло в феврале 1919 г. на I Всебелорусском съезде Советов. Наконец, красный флаг – это символ Победы над фашизмом. Таким он сохранен в памяти многих людей и сегодня. Красный флаг оставался символом Белорусской ССР до 1951 г.

    Зеленый цвет также использовался для знаменных полотнищ на белорусских землях еще в XVI веке. Этот цвет олицетворяет Природу, растительность, является символом молодости и энергии и уходит своими корнями в древнюю славянскую историю. Убедительным доказательством языческих традиций служит сохранившееся и по сей день празднование белорусского Семика (Сёмухi, тройцы, зялёных святак, зелянiцы) – древнейшего земледельческого праздника. В его основе – культ зеленых растений. Позднее этот праздник был посвящен культу Троицы. Троицын день (или Пятидесятница) совпал по времени с Семиком. В реальной жизни праздник представляет симбиоз языческих и христианских верований.

    Красный и зеленый цвета соединились на полотнище Государственного флага 25 декабря 1951 г., когда Президиум Верховного Совета БССР утвердил новый флаг. Необходимость принятия нового флага была вызвана, во многом, внешними обстоятельствами. Как известно, еще в 1945 году БССР стала страной-учредительницей Организации Объединенных Наций (вместе с СССР и УССР). Флаги этих государств были практически идентичны, что противоречило нормам международного права и требовало соответствующих корректировок. Существовало и стремление определенным образом отразить и воплотить национальные особенности указанных советских республик. Рисунок нового белорусского флага выполнил художник М.И.Гусев, а в работе комиссии, рассматривавшей различные проекты, приняли участие Я. Колас и М. Лыньков.

    На флаге БССР образца 1951 г. появился еще один элемент – вертикальная полоска орнамента в белорусском стиле. Этот орнамент имеет прямую связь с древним славянским земледельческим символом «ромб с крючками», олицетворявшим Бога Солнца. Подобные ромбовидные символы присутствовали, как свидетельствуют археологические раскопки, на многих изделиях, прежде всего на посуде, эпохи неолита (III-II тыс. до н.э.), а также так называемой зарубинецкой культуры (сер. III в. до н.э. – начало II в. н.э.), относящейся к раннему железному веку.

    Некоторые исследователи полагают, что за основу орнамента на флаге был взят рисунок орнаментального узора «Восходящее солнце», выполненного на полотенце крестьянкой дер. Костелище Сенненского района Витебской губернии Матреной Маркевич в 1917 году.

    На Государственном флаге БССР орнамент белого цвета размещался на красном фоне. На Государственном флаге Республики Беларусь тот же орнамент красного цвета расположен на белом фоне. Нынешний вариант более соответствует традициям белорусского орнаментального искусства, в котором на белую основу наносится цветной узор, а сам орнамент красного цвета широко распространен. Таким образом, наша символика основывается на исторических традициях, выражает чаяния, творческие, созидательные стремления белорусского народа.

    Государственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь. В нем запечатлены основные национальные духовные ценности белорусов: гражданское единство, труд, стремление к совершенствованию свой личности и всего общества, миролюбие и одновременно готовность постоять за свою свободу и суверенность. Государственный герб Беларуси представляет собой серебряное поле, в котором размещен зеленый контур государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Выше контура помещена пятиконечная красная звезда. Поле обрамлено венком из золотых ржаных колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, на которой внизу помещена надпись золотом «Рэспублiка Беларусь».

    Родословная белорусского герба связана с гербом БССР. Однако в нем есть весьма существенные отличия, отражающие тот важнейший исторический факт, что суверенная Республика Беларусь после распада СССР стала унитарным демократическим государством. Сделалось излишним присутствие в гербе серпа и молота как символов классового государства, выражения связи советских республик, воплощенной в СССР. С ленты, обвивающей венок, убраны слова лозунга и аббревиатура «БССР» – вместо них появилось новое название нашего государства. Сама лента приобрела цвета Государственного флага.

    Зеленый контур Беларуси в центре символизирует территориальную целостность страны в ее международно-признанных границах. Она не нуждается в чужой земле, но сбережет каждую пядь своей. В этом находят отображение самостоятельность нашего народа и его мирный характер. В то время контур подчеркивает индивидуальность герба, его национальную особенность. В то же время контур подчеркивает индивидуальность герба, его национальную особенность.

    Изображения земли и солнца отражают древние традиции нашего народа, который в дохристианские времена поклонялся матери-Земле и Солнцу с целой плеядой его богов – Даждьбогом, Ярилой, Хорсом. Земля ассоциировалась у предков с богиней-матерью, а восходящее утреннее солнце – с мальчиком, младенцем. Так эти образы перекликаются с центральными символами христианства. Символы земли и солнца несут и глубоко современный смысл. Они отражают надежды на расцвет Беларуси на основе прочной связи с родной землей-кормилицей и с мудростью энергичного народа, который трудится на этой земле.

    Пятиконечная Красная звезда – символ человека и человечества, знак мужества и высоких помыслов. Пять лучей символизируют гуманизм и одновременно защиту, оборону нашего Отечества, к которой готов каждый белорусский гражданин.

    Солнце, Земля, Родина, Безопасность, Справедливость, Гуманизм – все это исходные духовные понятия, которые наполняют жизнь смыслом и свойственны народу Беларуси. Эти ценности дополняет идея неистощимого плодородия и щедрого изобилия. Она нашла воплощение в обрамлении герба – венке из спелых ржаных колосьев, украшенном цветами клевера и льна, обвитом лентой цветов Государственного флага.

    Венок из спелых ржаных колосьев издревле использовался народами как награда победителю и олицетворял победу. Венок, переплетенный с одной стороны розовыми цветами клевера и с другой стороны голубыми цветами льна из колосьев – это символ памяти и нерасторжимой связи современников с предками.

    Рожь – символ силы природы, плодородной земли, ласкового солнца и человеческого труда. Клевер – символ связи с созидательным миром животных, для которых клевер – лучший корм. Лен – символ преобразования мощи труда, знак добра и достатка.

    Пышно украшенный «дожиночный» сноп в старину ставился в главный, «красный» угол славянского жилища. Он олицетворял собой совместное произведение творческой силы природы, плодородной земли, ласкового солнца и человеческого труда.

    Ниже контура границы Республики Беларусь помещен земной шар с восходящим над ним солнцем и золотыми лучами. Он означает то, что наша республика воспринимает все народы как равноправных друзей. Изображение земли и восходящего солнца – это два слоя символов жизни: Земля – основа всего живого, Солнце – источник жизни. Земной шар – это знак того, что Беларусь, являясь частью цивилизации, воспринимает все народы Земли как равноправных друзей и партнеров, готова с ними дружить и торговать. Земля в лучах солнца – вера в вечность жизни. Единение Земли и Солнца – главный знак жизни.

    Однако не секрет, что на протяжении многих лет некоторые оппозиционные деятели не оставляли усилий по реанимации «Погони» и бело-красно-белого флага. Именно под этими, отвергнутыми народом символами проходили и проходят многие оппозиционные тусовки. В свое время с легкой руки некоторых «сьвядомых» историков герб «Погоня» приобрел некий ореол древнейшего белорусского символа. Инициатором принятия «Погони» чаще всего до недавнего времени называли литовского князя Витеня. При этом отдельные современные авторы усматривают связи «Погони» со славянским языческим божеством Ярилой. По их мнению, «адной з падстаў, па якой Віцень мог абраць сабе гэты герб, было тое, што вершнік з вогненным мячом на кані – паганьскі бог Ярыла – быў паўсюдна вядомы ў славянскім свеце».

    Известно, однако, что на Руси после ее крещения в 988 г. за несколько столетий официальное православие практически вытеснило бывшее язычество из княжеско-боярской среды, и оно было низведено до уровня простого народа. В Литве же вплоть до конца XIV в. упорно держались за свои племенные верования не только простые люди, но и князья-кунигасы. В 1377 г. по всем правилам языческого обряда был похоронен великий князь Ольгерд, а в 1382-м по этим же правилам – его брат Кейстут. Трудно представить, что литовцы могли отказаться от собственных верований в пользу, например, иноплеменного славянского Ярилы. Ведь поклонение какому бы то ни было чужому божеству было для них неприемлемым в принципе. Правда, бог Перун почитался и славянами, и литовцами (Пяркунас). Однако у литовцев были свои языческие божества, например, Кальвалис (бог огня) и Андевис, олицетворявший культ ужей и Луны.

    Профессор С.Е. Рассадин в своих монографиях и статьях убедительно доказал западноевропейское (немецкое) происхождение «Погони», позаимствованной литовскими князьями. Оказалось, что ее различные варианты поначалу приняли русские князья – Александр Невский, Даниила Галицкий. Судя по всему, литовский князь Наримунт (в крещении – Глеб), некоторое время «стажировавшийся» в Новгороде в качестве служивого князя, потом вернулся в Литву и, наверное, в качестве «заграничного подарка» привез с собой «Погоню». Так немецкий рыцарь стал символом литовских князей.

    О «Погоне» вспомнили белорусские «возрожденцы» в начале ХХ в. Хотя тут выявились свои любопытные сюжеты. Доподлинно известно, что Народный Секретариат Белорусской Народной Республики обратился 3 апреля 1918 г. с письмом в граверную мастерскую господина Изакова с просьбой изготовить круглую «каучуковую печать с надписью кругом двумя шрифтами: «RADA BIELARUSKAJ NARODNAJ RESPUBLIKI» (первый круг), «РАДА БЕЛАРУСКАЙ НАРОДНАЙ РЭСПУБЛІКІ» (второй круг), а в середине сноп, грабли и коса». Но сноп с граблями и косой недолго побыл в качестве символа БНР. Жгучее желание белорусских «возрожденцев» побыстрее вписаться в «цивилизованную Европу», наверное, сыграли не последнюю роль в том, чтобы воинственный всадник западного образца стал их новым символом. Произошло это в конце 1918 г.

    Как известно, традиционные символы БССР в сентябре 1991 г. с подачи и под давлением активистов оппозиционного Белорусского народного фронта были заменены по решению Верховного Совета ХІІ созыва гербом «Погоня» и бело-красно-белым флагом, что тогда вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Многие граждане справедливо полагали, что тогда эти «новые» символы олицетворяют откровенный коллаборационизм. Стали раздаваться многочисленные требования о необходимости пересмотра той символики Республики Беларусь.

    Учитывая непрекращающиеся споры и стремясь выяснить мнение народа, Президент Республики Беларусь А.Лукашенко в 1995 г. внес предложение вынести вопрос о государственной символике, наряду с другими вопросами, на республиканский референдум. При Администрации Президента была создана специальная комиссия для разработки эталонов герба и флага, положения о государственных символах. В комиссию вошли известные белорусские ученые, деятели науки и культуры, живописцы и графики, специалисты по геральдике. В течение короткого времени комиссия разработала рисунки и положения о гербе и флаге. Прошли оживленные дискуссии в обществе, какими должны быть государственные символы.

    На республиканском референдуме, состоявшемся 14 мая 1995 г., народ Беларуси большинством голосов высказался за предложенные комиссией варианты герба и флага. За установление новой государственной символики проголосовало 75,1% граждан, участвовавших в референдуме.

    Еще в древние времена люди, охваченные общими чувствами радости, в праздники, при победах, избавлении от болезни, засухи, наводнения, пожара пели общую песню. Слово гимн возникло тысячелетия назад в греческом языке и означало торжественное песнопение в честь богов, героев или исторического события.

    24 сентября 1955 года Президиум Верховного Совета БССР утвердил текст и музыку Государственного гимна Белорусской республики. В первом конкурсе на слова для гимна БССР приняли участие почти все известные поэты, среди которых были Кондрат Крапива и Петрусь Бровка. Победителем был признан текст белорусского поэта Михаила Климковича – «Мы, беларусы». Автором музыки гимна БССР стал Соколовский Нестор Федорович – композитор, хормейстер, фольклорист, организатор Ансамбля белорусской песни и танца.

    Новая редакция гимна была принята в 2002 году. В Беларуси был объявлен конкурс на лучшую музыку и слова гимна. Музыки лучше, чем музыка для Гимна БССР, которую сочинил Нестор Федорович Соколовский, не было представлено. Музыка символизирует преемственность исторических традиций белорусского народа. Автором текста гимна стал поэт лирик Владимир Иванович Каризна. В гимне были использованы фрагменты прежнего текста, написанного поэтом Михаилом Климковичем. В нем отражены новые политические, экономические и социальные условия развития Республики Беларусь как суверенной, миролюбивой страны, подчеркивающие патриотизм и трудолюбие граждан, дружеские отношения между представителями всех национальностей в нашей стране.

    Итак, Государственные символы Республики Беларусь прошли долгий путь становления, развития и утверждения. В них бережно сохранены черты, отражающие мирные, созидательные цели белорусского народа и государства.

    Мы хорошо знаем свою историю, но наши помыслы устремлены не в прошлое, а в будущее. Герб, флаг и гимн Республики Беларусь – символы жизнестойкости, трудолюбия и надежд на счастливое будущее.

    Владимир Козляков, профессор

    последние новости
    Другие новости «Экспертный комментарий»