проекты союзного государства
Меню

    Экспертный комментарий

    14:59, 15 марта

    Юлианна Малевич: трансформация Конституции это естественный процесс, обусловленный развитием общества

    • фото: soyuz.by

    15 марта в нашей стране отмечается государственный праздник ‑ День Конституции Республики Беларусь. Об истории принятия основного закона государства, новой редакции Конституции и соблюдении гарантируемых ею основных прав и свобод человека – в видеоинтервью с профессором кафедры международных отношений Белорусского государственного университета, доктором политических наук Юлианной Игоревной Малевич.

    ‑ Говоря о Конституции Республики Беларусь, которой сегодня исполняется уже 25 лет, первым делом хотелось бы затронуть вопрос истории принятия этого документа: как, кем и на основании чего принималась наша Конституция?

    ‑ Конституция Республики Беларусь – вещь достаточно интересная, уникальная и прошедшая несколько этапов своего становления. Если рассматривать её в исторической ретроспективе, то впервые о некоторой белорусской протоконституции мы можем говорить, начиная с конца XVIII века, когда 3 мая 1791 года была принята Конституция Речи Посполитой, в которой впервые в европейской традиции были зафиксированы некие права человека. Так что конституция Беларуси, именно Беларуси, а не Республики Беларусь, имеет давние демократические традиции.

    Почему мы говорим о Конституции Речи Посполитой? Потому что тогда большинство территорий, которые сейчас входят в состав Республики Беларусь, территориально и институционально относились к Речи Посполитой. Впоследствии, как мы знаем, всё изменилось и территории вошли в состав Российской Империи. Но тем не менее, Беларусь к этой Конституции имеет самое непосредственное отношение. Это была первая попытка создания некой национальной конституции. Хотя говорить о том, что Конституция Речи Посполитой 1791 года серьезно повлияла на развитие дальнейшего конституционного процесса в нашей стране достаточно сложно.

    Если же говорить о конституциях вообще, то мы всегда отмечаем две основные конституции, на которых базируются все конституции демократических государств. Во-первых, это Конституция США. Она была принята в 1787 году и, как известно, состояла из 14 статей, которые носят название «Билль о правах человека». В последствии, учитывая, что с 1787 года прошло очень много времени, Конституции уже больше двухсот лет, было принято всего лишь 27 поправок к Конституции США. Поэтому можно сказать, что, с одной стороны, конституция – это очень статичный процесс. А с другой стороны, если мы возьмем самую известную европейскую конституцию –Конституцию Франции ‑ она развивалась очень быстро и постоянно испытывала влияние неких революционных процессов преобразования общества.

    Таким образом, если возвращаться к нашей современной белорусской Конституции, то, конечно, в её основу были положены конституции многих стран: общие моменты институциализации были сравнены с существующими и хорошо работающими конституциями таких стран, как Франция, США, Италия, Швейцария, СССР, Германия. Когда писался данный вариант Конституции, который в итоге был принят и с которым мы живем вот уже сегодня 25 лет, учитывалась и основа Европейской конвенции по правам человека, она тоже вкладывалась в суть нашей действующей Конституции.

    Кроме того, само создание Конституции также проходило в несколько этапов. Дело в том, что когда создавалось и получало свой суверенитет белорусское государство, у нас действовала Конституция СССР, которая была принята в 1977 году, так называемый Брежневский вариант Конституции. Этот вариант претерпел изменения в 1989 году, когда были приняты поправки к этой Конституции, которые позволили в дальнейшем несколько лавировать из статичного состоянии Советского Союза. 25 августа 1991 года была принята Декларация Верховного Совета Республики Беларусь, которая имеет право некого конституционного законодательного акта. Поскольку 1991 год – это год, когда наша белорусская государственность получила свое рождение, и жить в рамках Конституции 1977 года мы уже не могли.

    В период с 1991 до 1994 года создавалась действующая Конституция. Почему так долго? Потому что процесс был длительный, весьма творческий и в процессе было задействовано много известных людей. Интересно то, что конституция писалась в двух вариантах: был основной вариант конституции и альтернативный. И оба эти варианта имели право на жизнь. И статьи, и разделы этих двух вариантов конституции обсуждались в национальном парламенте. Но так получилось, что был принят именно тот вариант Конституции, в рамках которого мы сейчас живем, и юбилей которого мы сейчас отмечаем.

    И в этой Конституции была сформулировано такая форма правления нашего государства, как президентская республика. В тот момент времени это было чрезвычайно важно. Потому что суверенитет только устанавливался. Мы только начинали жить как самостоятельное государство. И сильная власть одного человека, того человека, который мог принимать конкретные решения, мог брать на себя ответственность за принятие этих решений, ‑ это, наверное, было очень важно. Потому что скорее всего благодаря именно такой форме правления, как президентская республика, мы смогли осуществить большое количество преобразований и тех успехов, которые мы имеем в настоящее время.

    Вот такая маленькая история создания национальной Конституции, хотя можно сказать, что какие-то конституционные основы и конституционные аспекты принимались ещё в период Великого княжества Литовского. Существует известный на весь мир акт, который называется Статут Великого княжества Литовского. Он был принят в 1588 году. И очень многие ученые, как в нашей стране, так и за пределами нашей страны, относят этот Статут к конституционным актам. Потому что в рамках Статута регулировалась жизнь такого большого государства, которое представляло из себя ВКЛ. Говорить об этом можно очень много: в основе Статута лежала Великая хартия вольностей, а это вообще XIII век, 1215 год. Поэтому конституционный процесс не берется из ниоткуда. Конституцию нельзя написать на голом месте, конституция – это процесс, который постоянно изменяется и совершенствуется в зависимости от потребностей общества, в зависимости от условий существования социума на данном этапе.

    Данный этап нашего развития мы определяем как информационное общество, которое стремится к полной информатизации. Мир за эти 25 лет существования нашей Конституции чрезвычайно изменился. В первую очередь он изменился за счет увеличения скорости обмена информацией и доступа к объему этой информации, даже эти аспекты всё равно влияют на все нормы нашей жизни. И Конституция здесь не стоит особняком. Информационное сообщество требует каких-то инновационных изменений и в Конституции. Я думаю, что если, как объявил Глава нашего государства, назрела необходимость принятия новой редакции Конституции или внесения изменений в нынешнюю Конституцию, то эти аспекты информационности и инновационности нашей жизни тоже найдут отражение в новой конституции.

    ‑ Вы сказали, что в написании Конституции принимало участие большое количество известных людей, перечислите их, пожалуйста.

    ‑ Могу перечислить тех людей, которых я лично знаю, и которые имели отношение к написанию Конституции. В первую очередь, это мой коллега, глубокоуважаемый профессор Василевич Григорий Алексеевич, который в своё время возглавлял Конституционный суд Республики Беларусь и был одним из авторов Конституции. В коллектив авторов также входил Нил Гилевич, Владимир Гончарик, Михаил Маринич, Сергей Наумчик, Леонид Козик, Иван Бамбиза и Валерий Тихиня. Это люди, которые имели отношение к написанию того варианта Конституции, годовщину которого мы сейчас отмечаем.

    ‑ В чем конкретные сходства и отличия Конституции Республики Беларусь от европейских конституций и Конституции США?

    ‑ Дело в том, что здесь всё зависит от стадии развития общества. Европейское общество встало на пусть развития демократии достаточно давно, этому процессу уже не одна сотня лет, и общество совершенствует в рамках конституции свои демократические процессы. Когда принималась действующая Конституция Республики Беларусь, мы только становились на путь развития демократии. И поэтому демократические процессы в нашей Конституции описаны «общими мазками», т.е. без всяких конкретных форм её проявления. А уже законодательный массив, который существует вокруг Конституции и в государстве, касается непосредственно конкретных аспектов развития демократии.

    Что касается Конституции США, как я уже сказала, это очень статичная вещь, можно сказать постулат, который практически не претерпевает изменений. Потому что американское общество, в первую очередь политически, очень сильно отличается от нас. В чем основное отличие? В США существует четкая двухпартийная система, и в рамках этой системы между республиканцами и демократами идёт развитие политического процесса. Наша Конституция не имеет идеологической основы вообще. Идеологическая основа в действующей Конституции не прописана. И поэтому данный аспект и является наиболее серьезным отличием от Конституции США.

    Хотя общие аспекты гарантий и защиты прав человека – это те вещи, которые объединяют нашу Конституцию и с Конституцией США, и с конституциями европейских государств, и с конституциями других развитых демократических обществ.

    ‑ Возвращаясь к теме 25-летнего юбилея Конституции, есть ли на ваш взгляд в Конституции нормы, которые за этот срок уже изжили себя?

    ‑ Это вопрос достаточно сложный, потому что процесс определения этих норм, факторов или аспектов, содержащихся в конституции, которые уже не работают и не имеют своего конкретного имплементарного применения, очень сложен. Этот вопрос должен решаться в первую очередь в рамках парламента. Но наш парламент очень серьёзно недорабатывает свою контрольную функцию, с моей точки зрения, парламент должен развиваться и брать на себя большую ответственность в развитии нашего общества. Это один из аспектов, в моём представлении, который уже не очень работает и который надо каким-то образом изменять. Потому что всё-таки парламент – это законодательный орган, и в рамках законов, в которых живет наше государство, именно парламент должен стимулировать и закреплять развитие неких процессов.

    Далее я хотела бы отметить содержащуюся в Конституции Статью 13, в которой речь идет о том, что государство способствует развитию кооперации. А движение кооперации в наше время, наверное, уже изжило себя. Поэтому эту статью нужно корректировать, поскольку она не имеет отношения к нашим реалиям.

    Но в общей массе своей Конституция содержит статьи, которые очень важны для нашего нынешнего развития. Я считаю, что либо новая редакция Конституции, либо изменения в Конституцию должны сохранить некоторые важные моменты, например крайне важную, на мой взгляд, Статью 18.

    Статья 18 говорит о том, что Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права. Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным.

    И с точки зрения дальнейшего развития международных отношений, внешней политики и вообще существования суверенитета нашего государства, я считаю, что именно эта статья несет принципиальное значение. Здесь заложены основы. Глава государства, министр иностранных дел, главы обеих палат парламента очень часто говорят о том, что Республика Беларусь имеет уникальное геополитическое положение. Мне очень понравилась мысль, которую озвучил наш Президент А.Г.Лукашенко на совещании 5 марта, о том, что в нашей ситуации нам надо постоянно вертеть головой во все стороны, для того, чтобы быть в тренде, не выпасть из особенностей международного развития, потому что мы находимся в эпицентре событий ‑ в центре Европы.

    И поэтому именно в этой статье, где заложены принципы безъядерной зоны, где заложены принципы нейтральности, находится та отправная точка, в рамках которой Республика Беларусь в дальнейшем сможет развивать свою внешнюю политику. То есть будучи страной нейтральной и безъядерной мы будем для всех своих соседей очень интересной и благоприятной страной, страной, которая не несет в себе угроз.

    В Европе в настоящее время, кроме Беларуси, такая страна одна – это Швейцария. И все говорят о том, что Швейцария – это тренд: там тихо, там спокойно, там очень стабильное развитие общества, там чрезвычайно стабильное развитие банковской системы. Швейцария является нейтральным государством, причем республикой. Есть ещё нейтральная Австрия, нейтральная Швеция, но там монархия, там несколько другие региональные аспекты развития.

    А почему бы Республике Беларусь, стране, которая находится в уникальной геополитической ситуации: три государства, с которыми мы граничим, ‑ члены НАТО; Украина сейчас находится в абсолютно аморфном состоянии, неизвестно, куда она придет, тем более после выборов президента, которые ей предстоит пережить; с другой стороны Российская Федерация – наши партнёры, в том числе по ОДКБ; и Республика Беларусь опять оказывается в центре этого круговорота.

    Давайте и дальше конституционно закреплять эту стабильность и статичность нашего нейтрального статуса. И тогда все будут реагировать на Беларусь, как на такое же стабильное государство, как Швейцария, с такой же стабильной системой, с также хорошо развивающимся социумом, специфическим взглядом на развитие экономики, с информационным обществом, с развитием образования, культуры и т.д. Всё зависит именно от этого: будем мы спокойны, будем мы стабильны, будет это закреплено в конституции, значит будет у страны и суверенное будущее, я считаю, что это так.

    ‑ 1 марта, во время «Большого разговора», Президент Беларуси А.Г.Лукашенко заявил, что в ближайшие 5 лет нас ждёт новая редакция Конституции. Какими тенденциями общественного развития, на Ваш взгляд, может быть обусловлена необходимость внесения изменений?

    ‑ Я считаю, что сейчас наше общество и наша Конституция находятся в состоянии так называемой политической сингулярности. Что такое политическая сингулярность? Это разрыв между старыми политическими установками XX века и новыми политическими установками века XXI. Зачастую, эти старые политические установки и подходы не только не устраивают социум, а социум – это именно то, для чего существует Конституция, но и тормозят его развитие. И поэтому эта сингулярность – естественный процесс.

    Исходя из этого, я считаю, что трансформация Конституции, будь то новая редакция или внесение изменений в существующую редакцию Конституции, ‑ это естественный процесс, который требует, во-первых, новой системы знаний, во-вторых, новых норм и новых типов отношений, и в первую очередь отношений в системе «государство – личность». Я считаю, что все изменения будут в рамках этой существующей сингулярности, то есть естественно процесса развития общества.

    ‑ Вопрос сугубо теоретический, ответ на который многие знают, но вряд ли все смогут на него ответить: могу ли я или любой другой гражданин Республики Беларусь, вносить изменения в Конституцию?

    ‑ Исходя из существующей Конституции граждане принимать прямое непосредственное участие в изменении Конституции не могут. Но каждый гражданин имеет отношение к принятию Конституции, потому что каждый гражданин участвует в референдуме. А без проведения референдума мы не можем говорить о принятии ни изменений, ни новой редакции конституции. То есть посредством референдума каждый гражданин имеет возможность поучаствовать в принятии конституционного акта.

    С другой стороны, если отдельно взятый гражданин или отдельно взятая группа граждан имеет какие-то реальные конкретные предложения по внесению изменений или дополнений в Конституцию, они могут обратиться непосредственно к своему депутату с этим предложением и уже депутат внесёт эти предложения на рассмотрение соответствующего комитета, а комитет – на рассмотрение парламента, и таким образом пойдет процесс. Таким образом, то есть не совсем прямым, мы можем влиять на конституционные изменения. Просто так изменить какую-то статью Конституции гражданин не может. Ни в одной стране мира нет такого гражданина, который имел бы личное право на изменение Конституции. Конституция – это основной закон государства, и он регулирует отношения между властью и социумом, между государством и гражданами, поэтому отдельно взятый гражданин не может повлиять на изменения в Конституции.

    ‑ Конституцией гарантируются основные права граждан, все ли они, на ваш взгляд, в Беларуси соблюдаются?

    ‑ Ответ на ваш вопрос будет положительным: да. Потому что Конституция и законодательный массив вокруг Конституции содержит огромное количество актов, касающихся гарантий прав человека, свобод личности и гражданина. Нашим государством соблюдаются основные права человека. У нас есть право на жизнь, на труд, на охрану жилища, на чистую окружающую среду, на обеспечение экологической и других видов безопасности, на свободу печати, на свободу слова: вот, как пример, я с вами сейчас обсуждаю основной закон государства. Государство обеспечивает и гарантирует обеспечение прав человека.

    Республика Беларусь целиком и полностью участвует в процессе ООН по обеспечению прав и свобод человека. Да, конечно, есть и спецдокладчики, есть и некие проблемы, которые мировое сообщество предъявляет к нашей стране в деле обеспечения прав человека, но эти проблемы не являются столь насущными, чтобы говорить о них в рамках разговора о юбилее Конституции. Основные права и свободы и гарантируются, и обеспечиваются.


    Беседовала – Фролова Екатерина, Видео и монтаж – Чистова Анастасия и Таяновский Владимир

    Другие новости «Экспертный комментарий»