проекты союзного государства
Меню

Гуманитарное измерение

14:51, 10 ноября

Белорусские генетики рассказали о технологиях будущего в растениеводстве

• Белорусские ученые, специализирующиеся на геномных биотехнологиях, представили результаты научной и практической деятельности в растениеводстве. Эти результаты могут послужить как белорусам, так и россиянам.

В Союзном государстве существует много проектов, которые способствуют научному развитию. Большое внимание учеными-биологами и генетиками НАН Беларуси уделяется союзным программам. О тесном взаимодействии белорусских и российских ученых в агропромышленном сфере портал soyuz.by уже неоднократно писал. Яркие примеры – программы Союзного государства «Картофель и топинамбур» и «ДНК-идентификация».

Как отмечают эксперты, сотрудничество ученых Беларуси и России в рамках программы «Картофель и топинамбур» способствует развитию технологий в области сельского хозяйства, помогает изучать и выводить новые сорта.

И вот свежие новости в этой сфере от белорусских ученых.

10 ноября 2017 г. в Институте генетики и цитологии НАН Беларуси прошла встреча ведущих белорусских ученых-генетиков с представителями СМИ. Заявленная тема мероприятия: «Геномные биотехнологии для агропромышленного комплекса (растениеводство)». В рамках встречи ученые постарались в научно-популярной форме представить журналистам, а с их помощью и широкой общественности результаты научной и практической деятельности по применению современных биотехнологий в растениеводстве. Доклады-презентации были посвящены исследованиям экономически важных для Республики Беларусь сельскохозяйственных культур: тритикале и картофеля.

Встречу открыла директор ГНУ «Институт генетики и цитологии НАН Беларуси» Валентина Лемеш, которая рассказала журналистам об основных направлениях деятельности института, среди которых важное место занимает научное сотрудничество с российскими коллегами в рамках программ Союзного государства.

«В 2017 году принято постановление Совета министров Союзного государства о финансировании новой программы «ДНК-идентификация». Эта программа уже запущена в Беларуси и в России. Цель программы – разработка инновационных ДНК-технологий для криминалистики и медицины и проверка на практике созданных ДНК-технологий для их применения. Это позволит повысить эффективность обеспечения безопасности граждан Союзного государства», – сообщила Валентина Лемеш.

Заведующий лабораторией генетики картофеля Института генетики и цитологии НАН Беларуси Александр Ермишин рассказал о диплоидной селекции картофеля, что, по словам ученого, является «технологией будущего». «Диплоидную селекцию рассматривают как основу для изменения в ближайшем будущем парадигмы выращивания картофеля путем перехода с вегетативного на половое размножение», – отметил он.

Данная технология позволяет кардинально повысить эффективность селекции картофеля и упрощает отбор гибридов с комплексом желаемых признаков. Она также способствует эффективному использованию в селекции ценного генофонда диких видов картофеля.

«Наиболее рациональное комбинирование устойчивых генов позволяет получить комплексную устойчивость к различным заболеваниям», – заявил исследователь.

Александр Ермишин подчеркнул, что эта технология не относится к ГМО, а является частью традиционной селекции. Кроме того, выращивание картофеля по новой технологии повлечет за собой уменьшение количества применяемой «химии» на полях. Например, против фитофтороза можно ограничиться лишь одной обработкой в период цветения.

Главный научный сотрудник лаборатории цитогеномики растений Института генетики и цитологии НАН Беларуси Надежда Дубовец свое выступление посвятила хромосомно-инженерным технологиям в селекции тритикале, которая является одной из важнейших зерновых культур Беларуси. Современные сорта тритикале успешно конкурируют по урожайности зерна и зеленой массы с лучшими сортами ржи, ячменя, овса и пшеницы, имеют высокие кормовые достоинства, лучше других зерновых культур подходят для малозатратных, ресурсосберегающих технологий.

«Наши разработки направлены на исправление ряда недостатков, свойственных данной культуре. К наиболее существенным из них относится склонность к полеганию и предуборочному прорастанию зерна, низкие хлебопекарные качества», – отметила Надежда Дубовец. Все эти недостатки в значительной степени связаны с отсутствием у тритикале D-генома мягкой пшеницы, который заменен на геном ржи.

Попытки решить проблему предпринимались давно, однако сегодня ученые приблизились к успеху. Был выделен сорт-образец, который сейчас проходит испытания. Конечные результаты будут известны в начале следующего года. Надежда Дубовец полагает, что через три года разработки можно будет внедрить в селекционный процесс.