проекты союзного государства
Меню

    Гуманитарное измерение

    09:31, 11 ноября

    Люди в истории: Станислав Богуш-Сестранцевич

    11 ноября отмечается день рождения художника Станислава Богуш-Сестранцевича.

    Родился Станислав в 1869 году в Вильно в дворянской семье. С ранних лет заинтересовался рисованием, мечтая о профессии xудожника. Эта мечта привела его сначала в рисовальную школу Трутнева, а позднее – в Петербургскую академию искусств.

    Именно в Петербурге Богуш-Сестранцевич сформировался как художник со своим живописным стилем и с уникальным взглядом на мир.

    В Академии он попал в класс Богдана Павловича Виллевальде, который считался одним из лучших преподавателей. Сам Богдан Павлович писал батальные полотна на сюжеты из истории России (войны 1812 года, зарубежных экспедициях русской армии и т.д.), а его класс давал студентам основательную и всестороннюю подготовку.

    Станислав Богуш-Сестранцевич проявил себя в Академии как талантливый и трудолюбивый ученик. Под руководством наставника он без конца трудился в мастерской, выверяя свои произведения до мелочей.

    Вскоре пришло признание. Не только в виде похвалы учителя и однокурсников, но и в виде академических наград, которые художник получал не единожды, постоянного участия в выставках Петербургского общества художников.

    После окончания академии с малой серебряной медалью Станислав Богуш-Сестранцевич поехал совершенствовать своё мастерство в Париж, в Академию Жулиано, и Мюнхен– в мастерскую художника-реалиста Юзефа Брандта.

    Вернулся домой Богуш-Сестранцевич только в конце 1890-х годов, активно включившись в культурную жизнь страны.

    Художника в первую очередь интересовала жизнь городов, горожан, быт крестьян и мелкой, обнищавшей знати. Он много путешествовал, часто гулял по Минску, ездил в другие небольшие города и деревни Беларуси, где фиксировал жизнь простого человека.

    Остались работы художника, показывающие дворы, переулки и застройку городов, горожан – мелких чиновников, военных, карточных игроков, гувернанток и учителей.

    Конечно, такие картины не могли принести много денег и сделать художника богатым. На рынке произведений искусств ценились портреты, за которые художнику могли заплатить большие деньги, батальные полотна и натюрморты, служившие украшением домов знати. Но Богуш-Сестранцевич, по своему собственному признанию, с трудом писал то, к чему его не тянуло, то, что мало его интересовало. Художник старался не обращать внимания на моду и рассказывать о жизни людей своего времени, показывать разнообразные психологические и социальные типы в акварельных работах (можно привести примеры таких картин, как «Минское общество», «Цветы большого города» и другие).

    После 1906 года Станислав Богуш-Сестранцевич начал сотрудничать с газетой «Наша нива», был знаком со многими классиками белорусской литературы. Некоторые исследователи считают, что именно Богуш-Сестранцевич являлся иллюстратором книг белорусских писателей.

    Это мнение подтверждает и универсальность Станислава Богуша-Сестранцевича как художника: по воспоминаниям друзей и коллег он был мастером на все руки, которому удавались серьезные психологические портреты, современные композиции, глубоко реалистические и гротескно-сатирические произведения, иллюстративная, журнально-газетная графика.

    Оставил свой след в истории искусств Богуш-Сестранцевич и как преподаватель.

    После открытия Виленского университета профессор Фердинанд Рущиц подбирал лучшие преподавательские кадры для работы на художественном факультете. Станиславу Богушу-Сестренцевичу было предложено управление мастерской натуры.

    Однако долго работать преподавателем художнику не пришлось. Обострились болезни (он еще со студенческих времен страдал от туберкулёза, часто простывал), и 24 мая 1927 года Станислава Богуша-Сестранцевича не стало.

    Сегодня его работы хранятся во многих музеях и галереях Европы, рассказывая о жизни конца 19 – начала 20 веков.

    Источник: редакция "Soyuz.by", автор: Елена Ахрамович, историк
    Другие новости «Гуманитарное измерение»