проекты союзного государства
Меню

    Гуманитарное измерение

    14:15, 06 марта

    «Учусь, как стать великим, и боюсь, что мне это не светит». В Большом театре Беларуси состоялся творческий вечер Михаила Панджавидзе

    • фото:редакция «Soyuz.by»/Полина Тимофеева

    Главный режиссёр Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси Михаил Панджавидзе 5 марта отпраздновал 50-летний юбилей. В этот день состоялась встреча Михаила Александровича с поклонниками его творчества, журналистами и будущими режиссёрами, передаёт корреспондент портала Союзного государства.

    Михаил Панджавидзе впервые приехал в Минск в 2010 году в качестве режиссера-постановщика оперы «Набукко». Перед ним была поставлена задача осуществить постановку грандиозной оперы Джузеппе Верди на сцене Большого театра, используя все новейшие технические возможности, которые появились у театра после реконструкции. С этой задачей он справился блестяще. И после был приглашен генеральным директором театра Владимиром Гридюшко на должность главного режиссёра.

    На творческой встрече Михаила Панджавидзе спрашивали в основном об опере «Саломея». Однако, увидев будущих режиссёров, Михаил Александрович не мог не дать совет начинающим коллегам:

    – Мне бы хотелось, чтобы режиссёрам было что сказать. Иначе на сцену выходить не надо. Работа режиссёра означает «глаголом жечь сердца людей», чтобы люди слезами «обливались» после спектакля. Для этого нужно самому быть человеком искренним, уметь верить. К сожалению, всё чаще мы начинает смотреть на внешнюю сторону вопроса: на картинки, на эффекты, технологии – то есть на шоу, поверхностную иллюстративную историю. Внешние эффекты полностью превалируют, поэтому я желаю молодым режиссёрам не впасть в игрушки и не начать забавляться внешними историями. Помнить, что главное – это то, о чём вы хотите сказать, а не какие эффекты использовать.

    А каково это быть великим режиссёром? – прозвучал вопрос из зала.

    – Не знаю, великим режиссёром никогда не был. Сам учусь, как стать великим, и боюсь, что мне это не светит, – скромно ответил Михаил Панджавидзе.

    Далее речь пошла о «Саломее» и творческих планах режиссёра.

    Идея появления «Саломеи» вынашивалась долго. Я не могу вспомнить, но года два или три. Просто возникало ощущение, что на сцене XXI века должна быть музыка XX-XXI века. А у нас, к сожалению, XX век был представлен лишь Смольским и Пуччини. Мы много вариантов рассматривали. У меня давно лежала душа к этому, но боялись делать, потому что «Саломея» это одноактовая опера. Я тогда предложил сделать вечер Штрауса, а в конце сыграть «Саломею»…Потом решили вставить балет. Это авантюра, но я доволен результатом, – поделился Михаил Панджавидзе.

    Немного призадумавшись, режиссёр добавил, что после «рождения» оперы, конечно, рассуждал, о том, что можно было доделать или поменять, но «ребёнок появился уже таким, поэтому изменить ничего нельзя».

    На вопрос, какая опера у него самая любимая, Михаил Панджавидзе ответил, что любит все произведения одинаково. Режиссёр добавил, что с каждым поставленным спектаклем у него связана жизнь.

    За девять лет работы в Большом театре Беларуси Михаил Панджавидзе поставил 14 опер, в их числе такие масштабные спектакли, как «Турандот» Джакомо Пуччини, «Аида» и «Макбет» Джузеппе Верди, «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини, «Сельская честь» Пьетро Масканьи, «Паяцы» Руджеро Леонкавалло.

    Чтобы я ещё хотел поставить? Знаете, для того чтобы захотеть что-то поставить, нужно быть молодым режиссёром, чтобы хотелось делать спектаклей как можно больше. А когда эта всеядность прошла, то хочется ставить то, без чего не можешь обойтись. Но должен констатировать, что после «Саломеи», так, чтобы ночами не спать, а придумывать, тяжело найти что-то интересное. Я искренне хотел бы поставить «Любовь к трём апельсинам», – рассказал он.

    В конце встречи Михаил Панджавидзе раздавал автографы и слушал тёплые пожелания. А затем в Большом театре Беларуси была представлена опера «Саломея» Рихарда Штрауса.

    автор: редакция "Soyuz.by", Диндилевич Наталья
    Другие новости «Гуманитарное измерение»