проекты союзного государства
Меню

    Мнение

    12:41, 09 марта

    Запад увидел в Беларуси надежного и предсказуемого партнера

    • Украинский конфликт по-прежнему остается в центре внимания мировых СМИ

    Украинский конфликт по-прежнему остается в центре внимания мировых СМИ. На днях в телефонном разговоре лидеры стран "нормандской четверки" констатировали существенный прогресс в выполнении договоренностей, которые были достигнуты во время их последней встречи в Минске. О роли минской площадки в разрешении украинского кризиса, о его влиянии на Беларусь, а также об эффективности минских соглашений корреспондент БЕЛТА побеседовал с первым вице-президентом Союза адвокатов России, специалистом по международному праву, доктором политических наук Алексеем Бинецким.

    - Главный вопрос для всех сегодня, особенно для тех глав государств, кто участвовал в переговорах, - прекращение кровопролития. И здесь глубокого анализа делать не нужно, более-менее стабилизация достигнута, это очевидно. Приписывать кому-то особый успех в этом, наверное, довольно странно, потому что все-таки, на мой взгляд, главными игроками были Владимир Путин и Ангела Меркель. Что из этого получится, сейчас со стопроцентной уверенностью сказать, скорее всего, нельзя, потому что передышка нужна обеим сторонам конфликта. Каков будет результат - появление разграничительной демаркационной линии, образование квазигосударств ЛНР и ДНР наподобие Приднестровья, Абхазии, Осетии или европейских аналогов - все возможно. Но главное, что в результате прошедших в Минске переговоров перестали бомбить, стрелять по мирным городам. И состоявшийся 5 марта визит премьера Италии Маттео Ренци в Москву - еще одно подтверждение успеха переговоров в Минске.

    - Алексей Эдуардович, как вы охарактеризуете последние минские соглашения с точки зрения международного права?

    - Международное право довольно-таки специфично. С одной стороны, оно имеет достаточно жесткую структуру, если закреплено соответствующими конвенциями и договорами с набором обязательств и ответственности. С другой стороны - это живая форма. Минские договоренности, конечно же, - это международно-правовой документ, хотя бы исходя из того, что в них участвовали главы трех крупных европейских государств и Украины. Это международный акт, который должен быть использован и в будущем как положительный пример способности отдельных государств достигать результатов в переговорном процессе без использования уже существующих международных договоров и соглашений.

    - Есть ли дальнейшие перспективы у минской переговорной площадки и насколько она повлияла на имидж Беларуси?

    - Без ложной скромности скажу, что еще лет 10 назад, когда Беларусь критиковали все, в том числе, к сожалению, и в России, я был одним из немногих российских международных политологов, которые видели совершенно другую картину. Я всегда говорил, что Беларусь в силу географического, исторического, этнического, культурно-социального факторов - фантастически полезная площадка. Я даже иногда называл Беларусь восточно-европейской Швейцарией. И были такие мысли: вот интересно, что было бы, если бы Беларусь объявила себя нейтральной страной? И сейчас я доволен, что не ошибся. Потому что исторический процесс показывает, что действительно другой такой площадки в Восточной Европе для Западной Европы и для России, Казахстана пока больше нет. Но дело ведь не только в уникальном географическом месторасположении. Главное, что в Беларуси есть нормальный, современный политический климат.

    Конечно, как у каждого лидера, у Президента Александра Лукашенко есть проблемы в своей стране и свое видение, как решать эти внутренние проблемы. Но то, что без всяких дополнительных условий, без всякой критики и без всякого сомнения лидеры европейских стран взяли и совершенно спокойно приехали в Минск, пожимали руку, благодарили и высказывали свое полное удовольствие тому процессу, который был организован на минской площадке, - это колоссальный прорыв как в целом для Беларуси, ее политического статуса, так и для бизнеса. Это подтверждает, что, в общем говоря, жесткая, иногда непримиримо жесткая позиция Президента Александра Лукашенко и его команды - она все-таки была правильной. Она, может быть, была чересчур жесткой с точки зрения Запада, но нужно учитывать, что западные страны давно живут в совершенно другой реальности. И то, что сегодня Минск будет продвигаться не в сторону западных ценностей, а в сторону налаживания равноправного и взаимоуважительного партнерства не только с Россией, но и с Западом, это совершенно логично.

    - Насколько участие Беларуси в миротворческом процессе повлияло на отношение Запада к стране?

    - Дело даже не в миротворчестве. Беларусь и лично Президент Александр Лукашенко продемонстрировали свою надежность в качестве партнера. Всегда удобнее работать и рассчитывать на партнера, у которого есть четкая линия и понятная, ясная, открытая позиция по существующей проблеме. Ведь мы не можем сказать, что в конфликте, касающемся восточных областей Украины, самой Украины и России, Беларусь заняла чью-то позицию. Нет, она заняла свою позицию. И высказывания белорусского Президента были очень жесткие, в том числе и в отношении России, включая его поездки в Украину, которые не у всех вызвали удовольствие. Но главное, что в каждом этом заявлении, в каждом действии была четкая линия: Беларусь является самостоятельным, единым унитарным государством, которое имеет свою твердую позицию и точку зрения. Это довольно редкое на сегодняшний день качество в политике, когда многие политические лидеры говорят одно, а делают иное. В данном случае Александр Лукашенко продемонстрировал абсолютно четкую, жесткую, понятную позицию. С ней кто-то может не соглашаться, но она понятна, а это значит, что за ней стоит надежный партнер, который не собирается завтра изменить свою точку зрения и правила игры. И вот это, я думаю, было самым большим открытием для Запада.

    - На ваш взгляд, в случае потепления отношений Беларуси и Запада, как это будет воспринято в России? Заинтересована ли она в таком процессе?

    -Здравомыслящие профессионалы никогда не считали Беларусь исконно восточной страной - и исторически, и по социальному составу. Поэтому, что значит потепление отношений? У белорусов в новейшей истории, особенно после того, как Александр Лукашенко возглавил страну, было четкое стремление сотрудничать со всеми соседями. Теперь возможности Беларуси по расширению контактов увеличиваются.

    В Беларуси большое количество успешно работающих западных компаний. В споре с западными оппонентами, когда мне говорили о том, что в Беларуси невозможно делать бизнес, первое, что я спрашивал, это наличие дел на рассмотрении в международных арбитражных судах. Их нет. Далее, что касается уровня коррупции. В рейтинге Transparency International Беларусь находится на каком-то там месте, совершенно не соответствующим действительности. На мой взгляд юриста, такая ситуация является предметом иска. Это очевидно, потому что данная уважаемая организация никогда не проводила на территории Беларуси никаких замеров по той методике, которая у нее существует. То есть это умозрительные какие-то заключения, но в результате определенное количество бизнесменов с Запада, которые ориентируются и верят таким организациям, не захотели изучать вопрос возможности инвестиционного участия в экономике Беларуси. Таким образом, можно считать, что экономике Беларуси был нанесен прямой экономический ущерб. Но сегодня весь этот ядовитый дым начинает рассеиваться.

    Как будет относиться Россия к потеплению отношений Беларуси и Запада? А как можно относиться к деятельности независимого государства, которое выстраивает свои взаимоотношения с окружающим миром, даже если это союзник? В конце концов, у России более чем дружественные отношения с Израилем, и вместе с тем Израиль является, по мнению многих, дестабилизирующим фактором на Ближнем Востоке для тех стран, с которыми у России также дружественные отношения: Сирии, Ливана, Палестины и других. Это как раз и есть та реальная политика, в которой необходимо лавирование, учет взаимных интересов и так далее.

    Я не вижу на сегодняшний день никакого желания ни у российского бизнеса, ни у российского истеблишмента, за исключением, так сказать, ястребов, которые у нас тоже существуют, для того, чтобы торпедировать или мешать контактам Беларуси с западноевропейскими странами. А если такое и случится, то это будет очень глупо и недальновидно, потому что рано или поздно те лоббистские возможности, которые есть у наших ястребов на Западе, все равно всплывут. И это принесет еще больший вред самой России, чем взаимоотношениям Беларуси с западными государствами.

    Источник: Белта, автор: Эдуард Пивовар
    Другие новости «Мнение»