проекты союзного государства
Меню

    Мнение

    16:53, 13 августа

    Пётр Петровский: Государство не намерено тянуть за уши политические партии в парламент

    • Автор фото: Игорь Курс

    Недавно стала известна дата парламентских выборов в Беларуси. Эти выборы, назначенные на 7 и 17 ноября, знаменуют собой начало своеобразного электорального цикла в нашей стране, ведь уже в следующем году пройдут президентские выборы, а после настанет черед местных выборов. Чего ожидать от ближайшей избирательной кампании и электорального цикла в целом? На этот вопрос корреспонденту портала Союзного ответил белорусский политолог, сопредседатель редакционного совета «Евразия.Эксперт» Пётр Петровский.

    – Данная избирательная кампания – это начало электорального цикла. Важного для страны, потому что Президентом Республики Беларусь было объявлено, что именно в этот электоральный цикл будет произведена конституциональная модернизация. Как говорит Президент, будет либо принята новая Конституция, либо же поправки к действующей Конституции, направленные на усиление, прежде всего, законодательной и судебной ветвей власти, а также органов местного самоуправления. За это несет ответственность спикер верхней палаты парламента Михаил Мясникович.

    Данная избирательная кампания является, на мой взгляд, очень важной, так как именно эти избранные парламентарии будут задействованы, в том числе, и в разработке проектов модернизации Конституции, конституционного строя. В этой связи я вижу, что к составу парламента прикованы взоры со стороны органов государственной власти, общественных объединений, а отбор кандидатов, который уже негласно идет, будет достаточно принципиальным и качественным. Если говорить про общественные объединения, придется по несколько раз перепроверять потенциальных кандидатов, которые условно «пойдут по списку», будут выдвинуты при помощи «Белой Руси». Внимание к биографии кандидатов будет пристальным, потому что от будущих депутатов будут ожидать не только какого-то авторитета, но и достаточно бурной деятельности в рамках и конституционной реформы, и законотворческих дел. Мы помним, что перед прошлыми выборами было озвучено, что парламент не всегда активно выступал с законотворческими инициативами. Все-таки депутаты парламента получают деньги именно за законотворческую деятельность, а не только за обсуждения предлагаемых законопроектов.

    С другой стороны, вы сказали, что мы узнали даты. Даты мы узнали давно. Многие об этом говорили, Президент в послании анонсировал. Поэтому для действующих политических сил неожиданности не было. Вообще, они должны быть готовы к любым срокам проведения выборов. Многие упрекают Беларусь, что у нас парламент слабо включен в жизнь и наделен меньшими полномочиями. Я хочу напомнить, что есть примеры Греции, Испании, где парламентская республика или конституционная монархия, и там из-за того, что правительство не смогло сработаться, получило вотум недоверия, резко за два месяца назначаются выборы. Сроки не должны кого-то пугать. Вопрос в другом: как готовы политические силы? Если, например, республиканское общественное объединение «Белая Русь» традиционно поможет выдвинуться 110 кандидатам, так как имеет более 170 тысяч членов и ячейки как по производственному принципу, так и территориальному, то многие политические партии имеют кризис, про это сказала Лидия Михайловна Ермошина, превратились в секты. Насколько мне известно, сейчас готовится либерализация законодательства об общественных объединениях, политических партиях. Однако мы должны понимать еще одну важную вещь. Государство не намерено тянуть за уши политические партии в парламент. Многие политологи говорят, что признаком, «либерализации», «демократизации» является увеличение партийной квоты, наличие депутатов с партийными корочками. На мой взгляд это неверно.

    – Прогнозируете ли Вы активное участие в предстоящих выборах со стороны политических партий? К примеру, Либерально-демократическая партия устами своего заместителя председателя Олега Гайдукевича уже заявила о намерении выдвинуть более 100 депутатов на парламентские выборы. Поддержат ли пример этой партии и другие партийные игроки?

    – Если мы анализируем политические партии, то партия Олега Гайдукевича, Либерально-демократическая партия, после «Белой Руси» имеет наиболее крепкую партийную структуру в стране. Это объективный факт. Но вопрос, сможет ли партия выдвинуть всех 110 кандидатов. На прошлых выборах, если я не ошибаюсь, ей было выдвинуто около 90 кандидатов, но не 110. Более того, ни одна партия не смогла закрыть все округа на прошлых выборах.

    Я вижу определенное переформатирование внутри политического поля. Коммунистическая партия Беларуси, Республиканская партия труда и справедливости, Белорусская патриотическая партия, Социально-спортивная партия – если мы посмотрим их динамику, то увидим, что партии, которые поддерживают власть, при этом не находятся у власти, у них нет особого рейтинга и перспектив. Поэтому у коммунистов традиционно 6-8 человек в Палате представителей с 2000 года, со второго созыва. Почему так складывается? Потому что, как многие говорят, имеется «Белая Русь» как партия власти, зачем выбирать партии-дублеры, если есть «Белая Русь»? С другой стороны, мы видим определенную деградацию политических партий так называемого радикально-оппозиционного толка. И это вызвано, во-первых, тем, что, к сожалению, у нас сложилась практика внешнего финансирования данных структур. Прямо или не прямо, но она имеется, поэтому, когда партия не самостоятельна в финансовом плане, она не может качественно войти в избирательную кампанию и провести ее. Мы видим в рамках радикальной оппозиции формирование нескольких условных групп. Это группа правоцентристской коалиции – Объединённая гражданская партия, незарегистрированная «Белорусская христианская демократия» и Движение «За свободу». Также видим «Говори правду», которая фактически как общественное объединение к себе притягивает такие политические силы, как партия левых «Справедливый мир», часть активистов и различного толка социал-демократические партии пойдут под ее брендом, несмотря на то, что «Говори правду» нужно собрать подписи. Почему так происходит? Потому что, несмотря на тренд политических партий, общественные объединения более востребованы. Это связано, на мой взгляд, с определенными финансовыми особенностями. Общественные объединения могут проводить международные, культурные, образовательные, гуманитарные проекты, на которые можно найти финансирование. Политическим партиям не дают финансирование, поэтому все политические объединения «толпятся» вокруг общественных объединений.

    Отдельно следует сказать о наших традиционных партиях. «Белорусский народный фронт» на сегодняшний день испытывает кризис. Вопрос, что там творится. Потому что и скандалы были. Это тоже определенный фактор. Если мы говорим об изменениях Конституции – а многие говорят о том, чтобы сделать смешанную избирательную систему, часть по партийным спискам, часть – по мажоритарным округам – то возникнет вопрос: «А пройдут ли эти партии какой-то процентный барьер?» На мой взгляд, этот барьер нужен, он должен составлять не менее 5%, чтобы в парламенте не оказалось маргиналов. С другой стороны, в такой ситуации возникает вопрос государственного финансирования, как минимум, парламентских партий. Здесь нельзя не согласиться с Лидией Михайловной Ермошиной, что это выведет партии, во-первых, из полусектантского состояния в реальную политику, а во-вторых, выведет отбор кадров внутри партии на более профессиональный уровень. Будут не те, кто неприкаянный ходит и кому нечем заниматься, поэтому он пошел в партию, а те, кто идут в партию, потому что они профессиональные политики или законотворцы. Потому что партия – это во многом и «фабрика мысли». Но на это надо финансирование. На волонтерских началах, в свободное от работы время в партии будут оставаться не совсем адекватные элементы. Давайте говорить прямо – у большинства профессионалов нет на это времени.

    – Как воспринимают стартующую избирательную кампанию в Беларуси зарубежные акторы? Насколько вообще эта кампания интересна международному сообществу?

    – Мы все прекрасно понимаем, что часть радикальной оппозиции является, в том числе, контрагентами наших западных партнеров. Это правоцентристская коалиция, которая вообще была создана на съезде Европейской народной партии, руководящей партии Европейского союза. «Говори правду» больше связана с американскими коллегами и, конечно, данные международные политические акторы будут видеть, прежде всего, для себя выгоду в появлении их в парламенте либо увеличение их квот, потому что Анна Канопацкая представляет именно правоцентристскую коалицию. Мы уже видим среди многих экспертов и аналитиков, разным образом аффилированных с западными структурами или же симпатизирующим им, как они даже определенные условия транслируют, что «вот, посмотрите, мы видим трансформацию белорусской политической системы и это будет чуть ли не экзамен для нее, если пустят 5 – 10 депутатов от правоцентристской коалиции, то Беларусь пройдет экзамен перед Европейским союзом, перед коллективным Западом». В таком русле мнения, к сожалению, имеют место быть у наших западных партнеров. Почему тот же Европейский союз так тянет подписание договора о визах? Теперь прямо в преддверии выборов они захотели подписать договор о визах. Я думаю, что подписание перенесут и по итогам выборов будут принимать решение. Это определенная форма дипломатического давления, которая демонстрирует определенное видение этими товарищами Беларуси. На мой взгляд, нашим коллегам из Брюсселя и Вашингтона надо уходить от этого. Потому что если люди не проголосовали за данных кандидатов, то требовать административными методами включить их в парламент – это не хорошо. С другой стороны, мы должны понимать, что Российская Федерация видит это давление, живет в санкционном режиме и рассматривает любое появление оппозиций чуть ли не как Беларусь договаривается с Западом. И получается интересная ситуация: есть белорусский избиратель, а есть внешнеполитические акторы, которые не особо хотят замечать его, его настроение. Поэтому здесь, на мой взгляд, Республике Беларусь важно обеспечить транспарентный процесс избирательной кампании и стараться не вникать в межгосударственные споры. Конечно, хотелось бы, чтобы увеличилось представительство политических партий. Я думаю, что оно увеличится. Мы провели мониторинг прошлой избирательной кампании, и доля тех, кто проголосовал за политические партии, составила 23% граждан. В Минске же пропорция тех, кто проголосовал за политические партии и тех, кто проголосовал за беспартийных кандидатов, составила 50/50. В два раза увеличилось количество партийных депутатов в текущем созыве, и я думаю, что в следующем еще более увеличится. Мы видим, что есть активные партии. Более того, многие кандидаты, даже беспартийные, понимают, что через партию легче выдвинуться. И активные люди идут от многих партий. Я думаю, что в этом избирательном цикле мы увидим увеличение партийных депутатов, однако все равно отбор будет жесток.

    Вообще, интерес международного сообщества к парламентским выборам уже есть. Я был и в Москве, и в Литве, разговаривал с нашими немецкими партнерами. Те, кто занимается Беларусью в данном направлении, уже давно занимаются мониторингом политической ситуации и, в том числе, предвыборной ситуации.

    – Как Вы считаете, каков будет статус у парламента нового созыва? Будет ли он играть роль самостоятельного субъекта власти?

    – Я думаю, что статус парламента изменится тогда, когда изменится форма избрания депутатов, то есть когда там появится фракция, что тоже вопрос. К примеру, коммунисты имеют в парламенте восемь депутатов. Во всех мировых парламентах в таком случае появляется группа депутатов. У нас только «Белая Русь», которая имеет около 80 депутатов, первичную ячейку на базе Палаты Представителей, создала свою организацию в рамках парламента. Ни коммунисты, ни Патриотическая партия, ни Республиканская партия труда и справедливости – никто из них не создал даже парламентской депутатской группы. Если мы сейчас увидим увеличение числа депутатов от партий, если они смогут создать какую-то группу или фракцию, то я думаю, что парламент будет играть более существенную роль. Хоть и в этом созыве, по сравнению с предыдущим, он стал более публичным, более слышимым, дискуссионным. Уровень политической культуры постепенно меняется. Сейчас это уже не просто «фабрика мыслей» и разработка законопроектов, а участие в публичных дискуссиях с различными политическими силами, в том числе с теми, которые не прошли в парламент. Я думаю, что те изменения, которые будут внесены в закон о партиях и общественных объединениях, простимулируют усиление парламента.

    – Кроме выборов, важнейшей особенностью политического развития Беларуси в ближайшую пятилетку должна стать работа над обновлением Конституции. Президент уже неоднократно заявлял о необходимости совершенствования ее текущей версии, просил специалистов Конституционного суда сформулировать первичные предложения. На Ваш взгляд, как будет двигаться эта работа и на какие моменты будет обращено внимание рабочей группы?

    – Когда Президент ставил такие задачи, он не скрывал цели конституционной реформы. 1 марта, на встрече с экспертами, белорусской общественностью, иностранными представителями, и на встрече с конституционными судьями в мае этого года, он определил её как подготовку к транзиту власти. Мы видим казахстанский вариант, вариант Азербайджана, некоторые негативные сценарии, по типу украинского и армянского, сейчас в Кыргызстане наблюдаем. Мы видим позитивный узбекский сценарий, российский сценарий, который не закончен, там также ведутся дискуссии на это счет. Президент не единожды говорил, что он не хочет тем, кто будет после него, оставлять эту Конституцию, которую сам принимал в чрезвычайной ситуации кризиса девяностых годов. Главной задачей этой Конституции было выстраивание адекватной централизованной вертикали власти для наведения порядка, восстановления экономики и ее последующей модернизации, приспособления к постсоветским реалиям. Сегодня Конституция, если мы сравним развитие Беларуси с другими постсоветскими странами, выполнила свою роль. Мы видим определенные перекосы в распределении функций власти, про это говорил Президент. Сегодня требуется усиление ответственности на местах, а это может быть только при условии, если местные органы самоуправления будут иметь больше полномочий и будут ответственны за выполнение этих полномочий. Поэтому, по моему мнению, это реформа затронет вопросы местного самоуправления и усиление законодательной и судебной ветвей власти. Для этого тоже необходимо изменение Конституции. В принципе, изменения постепенно идут через трансформацию избирательного законодательства, создание преференциальных условий для политических партий – это на протяжении всех десятых годов было. Сейчас идёт подготовка изменений в закон об общественных организациях, политических партиях. Мы эволюционным путем движемся к этому. Венцом этих изменений будет конституционная реформа. Ее направление обозначено. Сейчас, насколько я знаю, судьи и Верховного, и Конституционного судов, и Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, и Академия наук, и органы государственной власти уже приступили к этой работе, более того, есть даже некоторые наработки. Я думаю, что после парламентских и президентских выборов мы увидим какие-то трансформации. Мне подсказывает мое политическое видение, что все начнется именно с местных органов власти, потому что сперва всё нужно апробировать на местах и сделать определенный политический реверанс в сторону усиления местного управления. И партии должны расти не сразу с Палаты Представителей, а с органов местного самоуправления. Они должны наращивать свой кадровый потенциал исходя из этого. Когда по партийным спискам люди пройдут от сельсоветов до облсоветов, обкатаются на этом уровне, получат опыт, то уже тогда они должны идти на уровень Палаты Представителей, на парламентский и республиканский уровень.

    Я не исключаю, что мы можем даже в 2021 году, как минимум, увидеть часть местного самоуправления, избранного по новому законодательству. Я буду апеллировать к словам Президента. Президент сказал, что конституционные изменения произойдут до 2025 года. У нас будущая пятилетка как раз и будет связана с конституционными трансформациями, политической модернизацией белорусского общества, которые назрели и для которых имеются все возможности.

    автор: Беседовал: Дмитрий Новиков
    Другие новости «Мнение»