проекты союзного государства
Меню

    Союзное государство

    09:22, 28 марта

    Ученые России и Беларуси работают над созданием учебника по истории Союзного государства

    • В преддверии Дня единения корреспондент портала побеседовал с заместителем декана истфака БГУ по образовательным инновациям и международному сотрудничеству Андреем Прохоровым.

    В преддверии Дня единения народов Беларуси и России корреспондент портала www.soyuz.by побеседовал о работе Российско-белорусской школы молодых историков, подготовке учебного пособия по истории Союзного государства и современных подходах к изучению белорусско-российской интеграции с заместителем декана исторического факультета БГУ по образовательным инновациям и международному сотрудничеству Андреем Прохоровым.

    - Андрей Аркадьевич, в начале марта во Владимире было организована Российско-белорусская школа молодых историков, работа которой была направлена на обсуждение актуальных проблем изучения истории наших стран. Расскажите, кто представлял Беларусь на этом мероприятии?

    - Беларусь представляли несколько учреждений: исторический факультет и факультет философии и социальных наук Белорусского государственного университета, Институт истории Национальной академии наук Беларуси. От каждого из этих учреждений присутствовали как лекторы, так и молодые приглашенные историки. Лекции от исторического факультета прочитала Наталья Владимировна Кошелева и я. А в составе делегации были представители аспирантов, студенческого Совета по качеству образования нашего факультета (Евгений Луферчик, Артур Кондратенко, Вероника Курдюк, Андрей Нагдалян).

    От Института истории НАН Беларуси была представительная делегация во главе с директором Вячеславом Викторовичем Даниловичем. В рамках школы лекции читали ученый секретарь Института истории НАН Беларуси Андрей Петрович Соловьянов и заведующий отделом военной истории Беларуси Института истории НАН Беларуси Алексей Михайлович Литвин.

    Также состоялось выступление декана факультета философии и социальных наук БГУ Вадима Францевича Гигина. Работа была организована таким образом, что сначала выступали лекторы, а после проходили круглые столы и обсуждения тем молодыми историками.

    - В чем главная особенность прошедшей школы?

    - Прежде всего, это первая масштабная в полном смысле российско-белорусская школа для встреч и обмена мнениями именно молодых историков с широким представительством лекторов. На данный момент это одно из самых ярких и полезных мероприятий. Отдельные школы проходили и ранее, россияне часто нас приглашают на свои мероприятия, но это были российские школы по отдельным вопросам. У нас также понемногу налаживается практика организации летних школ, на которые приезжают россияне. Однако во Владимире впервые состоялась именно совместная Российско-белорусская школа историков.

    - Какие темы и проблемы находились в центре внимания школы?

    - Можно выделить несколько основных тем обсуждения. По мнению организаторов, это были вопросы, которые волнуют обе наши исторические школы на современном этапе.

    Первая тема касалась современного состояния истории и была красиво сформулирована в вопросе «Как защитить профессию?». В Беларуси сегодня эта проблема еще откровенно не обсуждается. В России же, наоборот, началась полемика. Заметно, что среди гуманитарных наук история постепенно несколько потеряла привлекательность и популярность, которой она пользовалась у молодежи еще лет 10-15 тому назад. А у старшего поколения и у властей она утратила ореол «оракула грядущего». Для планирования глобальных процессов сейчас готовы скорее обращаться к опыту экономических наук или социологии, у нас процветает интерес к обществоведению, как основе обучения в школе. Кроме того, в России сокращение числа собственно исторических факультетов уже стало предметом общественного обсуждения.

    Ярким примером стали дискуссии об историческом факультете Санкт-Петербургского университета, итогом которых стало вмешательство в процесс представителей высшего руководства Российской Федерации. Поэтому для российских историков, в том числе для молодых, вопрос о «защите профессии» оказался очень важным. Белорусские участники более спокойно реагировали на это, потому что для нас данный вопрос еще не перешел в плоскость общественного интереса, хотя процессы у нас идут общие.

    Вторая тема была посвящена Великой Отечественной войне и структуре памяти в современной России и Беларуси. Это та тема, которая пользуется на данный момент большим интересом и у общественности, и у историков. Тут мы находили точки соприкосновения лучше всего. Например, в последние два года исторический факультет БГУ совместно с историческим факультетом МГУ имени М.В. Ломоносова организовал российско-белорусский конкурс научных студенческих работ. В 2014 г. конкурс в Минске был посвящен освобождению Беларуси, а в 2015 г. в Москве – 70-летию Победы. Хотя тематика студенческих работ значительно шире, но значение названия – подчеркнуть общность.

    Третья тема посвящалась как постсоветскому пространству, так и белорусско-российской интеграции в рамках Союзного государства. Обсуждалось, как эту тему видят современные профессиональные историки, с каких позиций нужно изучать данный вопрос.

    В результате были представлены исследовательские проекты, которые молодые историки подготовили по итогам работы школы. В проектах отображено осмысление обсуждения основных тем. От белорусской стороны проект защищал наш аспирант Евгений Луферчик.

    - Как историки рассматривают белорусско-российскую интеграцию?

    - Этот вопрос для исторической науки только постепенно становится предметом научного дискурса. Союзное государство имеет сравнительно краткий срок своего существования. Историки в подобных случаях очень редко берутся за осмысление процесса, потому что не всегда еще ясны тенденции, а итоги не приобрели «историческую перспективность» для исследователя. Но вот на наших глазах процесс начинает приобретать «историчность», и возникает стремление к исследовательской деятельности.

    - Является ли актуальным вопрос создания учебника по истории Союзного государства?

    - Инициатором создания учебника выступила заместитель декана – ученый секретарь исторического факультета МГУ Оксана Вячеславовна Солопова. Она уже презентовала проект этого учебника в Москве и Минске. Из специалистов истфаков МГУ и БГУ, Института истории НАН Беларуси сформирован авторский коллектив, который работает над созданием учебного пособия по истории Союзного государства. Хоть итоги подводить еще рано, но стоит отметить, что работа идет активно. Учебное пособие будет предназначено для спецкурсов и курсов по выбору в университетах Беларуси и России. Постоянный Комитет Союзного Государства все более активно поддерживает работу, и, надеюсь, в скором времени учебник появится.

    - Насколько близки подходы белорусских и российских историков к изучению истории белорусско-российской интеграции?

    - Тут проявляется наибольшая степень близости наших научных школ, ведь мы достаточно близки и в методологических подходах, и в концептуальных разработках. Нельзя сказать, что есть какие-то разногласия в обсуждении вопросов и написании текста пособия. Если и возникают вопросы, то они касаются чаще всего деталей или трактовок событий, а не концепций. Нам не нужно было специально «притираться» друг к другу для создания концепции. Это была достаточно быстрая и спокойная работа, где разногласий, в моем понимании, не было вообще.

    - Как вы уже говорили, молодыми историками поднимался вопрос изучения истории постсоветского пространства. Как молодые ученые относятся к данной теме?

    - Сегодня мы уже обсуждаем эти вопросы исходя из позиций двух состоявшихся государств – Российской Федерации и Республики Беларусь. Особенно естественно это для молодых коллег. Стоит отметить, что вопрос распада СССР уже отходит в историческую плоскость. Это, например, ясно прослеживалось в лекции руководителя Федерального архивного агентства Андрея Николаевича Артизова. Он говорил о том, что открыты многие фонды и документы, связанные с деятельностью правительства СССР и др. Для историков этот вопрос становится не источником для политических оценок, а предметом профессиональных исследований.

    Молодые историки также исходили из того, что политическая реальность уже иная, что есть два сложившихся государства, соответственно, и взгляд был достаточно взвешенным. Хоть и немного разнятся наши подходы, когда мы говорим о распаде Советского Союза, но все, рассматривая эту проблему как историческую, больше смотрят в будущее. Поэтому актуальность вопроса белорусско-российской интеграции сейчас выше.

    - Расскажите о сотрудничестве исторического факультета БГУ с российскими коллегами?

    - Прежде всего, хочу подчеркнуть, что исторический факультет БГУ сотрудничает с научными и образовательными учреждениями разных стран: Польши, Литвы, Украины, Латвии, Чехии, Словакии, Германии, Франции, Индии, Китая, и т.д. Это многообразие призвано определять и многоплановость и взвешенность исторических исследований.

    На протяжении нескольких последних лет очень активно сотрудничаем, или может даже правильнее сказать, взаимодействуем с историческим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова. Среди важнейших аспектов сотрудничества хочу выделить несколько: обмен на самых льготных условиях стажерами, организацию совместных научных конференций, открытие на историческом факультете МГУ изучения белорусского языка, а также уже упоминавшийся российско-белорусский конкурс студенческих работ. Совсем недавно был объявлен уже 3-й по счету. По итогам двух первых уже подготовлены научные сборники, которые можно увидеть в Электронной библиотеке БГУ.

    Важную роль в сотрудничестве белорусских и российских историков оказывают организации «Белорусов Москвы» и «Белорусов России». Председатель ОО «ФНКА Белорусов России», Заслуженный деятель науки России Сергей Львович Кандыбович оказывает поддержку в получении стипендий студентами, которые участвуют в конкурсе научных работ и школах на территории России.

    Заместитель декана–ученый секретарь исторического факультета МГУ Оксана Вячеславовна Солопова одновременно является председателем РОО «Национально-культурная автономия «Белорусы Москвы»» и руководителем лаборатории истории диаспор, в рамках которой она занимается исследованием белорусской диаспоры в России. В работе она активно взаимодействует с Посольством Республики Беларусь в Российской Федерации.

    Истфаки БГУ и МГУ подписали две рабочие программы по взаимодействию и сотрудничеству, и на протяжении последних четырех лет мы развиваем наше сотрудничество в полном соответствии с этими программами.

    - Какие следующие мероприятия ожидаются в рамках сотрудничества с российскими историками?

    - Мы планируем проведение дней истфака МГУ на истфаке БГУ, которые пройдут 4 – 5 мая текущего года. Подобное мероприятие состоится впервые. Мы договорились о том, что приедут ведущие историки и руководство факультета: Президент Исторического факультета МГУ, академик Сергей Павлович Карпов, который очень активно содействовал нашему сотрудничеству на начальном этапе, декан Иван Иванович Тучков, уже упомянутая Оксана Вячеславовна Солопова, заведующий кафедрой истории России до начала XIX века Николай Сергеевич Борисов. Мы надеемся на широкий интерес студентов и общественности к данному мероприятию. Планируются лекция Ивана Ивановича Тучкова в одном из музеев Минска, лекции на факультете для наших студентов, в том числе по истории истфака МГУ. Гости будут участвовать в заседании Совета факультета, чтобы подготовить следующую программу по сотрудничеству между нашими факультетами.

    В планах также есть, как уже отмечал, проведение третьего конкурса студенческих научных работ, который пройдет в Минске с 28 по 30 июня этого года. На первый конкурс в Минск приехали москвичи, на втором в Москве уже были студенты не только из Минска, но также из Могилева, Гомеля, Калининграда и др. Надеемся, что в этом году популярность и количество участников конкура будут расти. В рамках конкурса запланировано посещение Бреста, приуроченное к памятной дате начала Великой Отечественной войны.

    - Каковы, на Ваш взгляд, главные итоги работы Российско-белорусской школы молодых историков?

    - Важно то, что школа прошла успешно, что впервые она имела статус российско-белорусской. Было достаточно сложно собрать хорошее представительство от России и Беларуси из числа лекторов. В итоге представительство было достойным. А это значит, что вопросы и проблемы, поднятые в ходе работы школы, обсуждались на высоком уровне, что очень важно для молодых историков. Ведь чем выше уровень обсуждения, тем больший достигается эффект сопричастности к актуальным проблемам и современным исследованиям.

    Возможно, самым важным результатом являются возникшие контакты, которые ведут к дальнейшим исследованиям истории Беларуси и России и взаимодействию историков двух стран. Например, сразу после школы к нам на стажировку приехала девушка-аспирант из МГУ, которая изучает латиноамериканский вектор внешней политики Республики Беларусь. Это важный эффект, благодаря которому мы лучше знаем друг друга. Российско-белорусская школа молодых историков была полезна, и эту практику стоит продолжить.

    Беседовал Скворчевский Дмитрий

    Другие новости «Союзное государство»