проекты союзного государства
Меню

    Конкурс на лучший школьный урок по Первой мировой

    11:09, 02 августа

    Ю.Марахонько, «Герои забытой войны»

    Методическое описание презентации урока - настроения

    "Первая мировая война : истории героев забытой войны ".

    В настоящее время система образования и воспитания детей переживает кризис .Сложность этой ситуации проявляется с вступлением в новую ,тотальную ,технократическую эпоху. Современный учащийся вынужден запоминать и улавливать постоянно изменяющийся мир с его технологическими революциями ,сенсорными гаджетами, новыми толкованиями учебников истории и литературы ,постоянно обновляющимися данными ,которые «смывают» только намечающиеся чистые чувства радости открытия и преобщенности к вечному. Так новый субъект образования требует постоянного пробуждения и особо организованного культурно - педагогического пространства. Сто лет тому назад в 1914 году началась Первая мировая война .Удивительный подъем патриотизма , всплеск гражданственности ,нарастание международной напряженности - все эти тенденции предстали на исторической арене цивилизаций.

    2014 год - год Культуры в России ,именно сегодня как никогда актуальна тема героизма ,истории забытых героев ,чьи имена были вписаны ,но давно не читались и не произносились в слух с гордостью в голосе.

    Разрабатывая презентацию к конкурсу ,я не случайно обратился к этой теме ,потому что для меня (молодого практикующего учителя ) невероятно важно в ходу обучения истории передать не только факты ,даты ,цели и причиныы ,ход событий ,но и прикоснуться к глубинному смыслу персон истории и культуры .

    В пространстве личностно — значимой темы по истории России "Первая мировая война "«смысловым особняком» выделяется урок — настроение.

    Урок — настроение создает условия для переживания тождества жизни, где действует метод смыслового переживания — метод керна.
    Исходя из названия метода ,метод керна подобно своему «строительному праотцу»,оставляющему след на любом из материалов ,метод смыслового переживания «керна» затрагивает тончайшие «струны детской души»,охватывая эпохи и открываясь старшекласснику жизнь в вечном движении к светлым образам прошлого ,настоящего и будущего.

    Поэтому урок необходимо начать с особой актуализации.Учитель в начале урока обсуждает с детьми значки ,отличительные предметы ,переводя на историческое понимание орденов и знаков отличия .

    В своём обсуждении все сходятся ,что главной характеристикой этих предметов является " память ".

    Так ,учитель подводит внимание класса к стихотворению Н.С.Гумилёва ,написанное в 1921 году ,незадолго до смерти поэта .

    «Память» Николай Гумилев

    Только змеи сбрасывают кожи,

    Чтоб душа старела и росла.

    Мы, увы, со змеями не схожи,

    Мы меняем души, не тела.

    Память, ты рукою великанши

    Жизнь ведешь, как под уздцы коня,

    Ты расскажешь мне о тех, что раньше

    В этом теле жили до меня.

    Самый первый: некрасив и тонок,

    Полюбивший только сумрак рощ,

    Лист опавший, колдовской ребенок,

    Словом останавливавший дождь.

    Дерево да рыжая собака -

    Вот кого он взял себе в друзья,

    Память, память, ты не сыщешь знака,

    Не уверишь мир, что то был я.

    И второй… Любил он ветер с юга,

    В каждом шуме слышал звоны лир,

    Говорил, что жизнь его подруга,

    Коврик под его ногами мир.

    Он совсем не нравится мне, это

    Он хотел стать богом и царем,

    Он повесил вывеску поэта

    Над дверьми в мой молчаливый дом.

    Я люблю избранника свободы,

    Мореплавателя и стрелка,

    Ах, ему так звонко пели воды

    И завидовали облака.

    Высока была его палатка,

    Мулы были резвы и сильны,

    Как вино, впивал он воздух сладкий

    Белому неведомой страны.

    Память, ты слабее год от году,

    Тот ли это или кто другой

    Променял веселую свободу

    На священный долгожданный бой.

    Знал он муки голода и жажды,

    Сон тревожный, бесконечный путь,

    Но святой Георгий тронул дважды

    Пулею не тронутую грудь.

    Я угрюмый и упрямый зодчий

    Храма, восстающего во мгле,

    Я возревновал о славе Отчей,

    Как на небесах, и на земле.

    Сердце будет пламенем палимо

    Вплоть до дня, когда взойдут, ясны,

    Стены Нового Иерусалима

    На полях моей родной страны.

    И тогда повеет ветер странный -

    И прольется с неба страшный свет,

    Это Млечный Путь расцвел нежданно

    Садом ослепительных планет.

    Предо мной предстанет, мне неведом,

    Путник, скрыв лицо; но все пойму,

    Видя льва, стремящегося следом,

    И орла, летящего к нему.

    Крикну я… но разве кто поможет,

    Чтоб моя душа не умерла?

    Только змеи сбрасывают кожи,

    Мы меняем души, не тела.

    Стихотворение создает художественный образ не только эпохи начала 20 века ,героя ,прошедшего войну ,но и настроение и душевные переживания российского офицера.

    Так далее ,учитель показывает портрет первого кавалера Георгиевского креста Козьмы Фирсовича Крючкова (1890 – 1919).Донской казак Козьма Крючков был первым награждённым Георгиевским крестом в Первую мировую войну.

    Так от персоны первого обладателя Георгиевского креста Первой мировой войны мы переводим внимание учащихся на 3 портрета ,которые мы раздаем в виде распечатанных репродукций на парты учащихся и учитель просит дать характеристику этим людям .

    После того, как ученики охарактеризовали портреты ,учитель даёт исторические содержательные характеристики биографий офицеров .

    Широков Виктор Павлович (1860-1919) (слайд 8)

    Акулинин Иван Григорьевич (1879 – 1944 ) (слайд 9)

    Косьмин Владимир Дмитриевич (1884- 1950) (слайд 10).

    Стихи Марины Цветаевой помогают пережить тождество переживаний ,которое складывается у учащихся в ходе изучения материала. (слайд 11).

    Далее в ходе урока используется метод керна .Это особый методический прием.

    В уроке настроения метод «керна « выступает в трех формах .Здесь очень важно ,что учащийся на уроке осознает жизнь ,как некий поток , в трех олицетворяющих явлениях : телесном — прикосновение к жизненному тождеству, духовное — тождество духовных откровений и переживаний, душевное — идеалы непосредственной жизни.

    Все три метода урока — настроение имеют инвариантную структуру «керна».

    Таким образом ,метод керна содержит следующие функции:

    1.существенное переживание тождества непосредственной жизни персон истории и культуры и актуальной жизни школьника.

    2.существенное переживание идеалов жизни общественной жизни персон истории и культуры и современного школьника.

    3.существенное переживание тождества духовного откровения современного школьника и исторической персоны.

    Так детали жизни персон Первой мировой войны

    ( Орден Св. Станислава 3-й степени, журнал "Часовой " ,нательный крестик ) соотносятся с актуальными современными детали учащихся .Так например молодежный значок ,награда соревнований или олимпиад находят тождество с первым орденом Виктора Широкова, современные журналы ,газеты ,блоги с журналом "Часовой ",над которым усердно работал Ивана Григорьевича Акулинина ,а нательный крестик школьника имеет неразрывную связи с нательным крестиком – как символом веры ,всегда присутствовавшим в жизни Владимира Дмитриевича.

    Сын учителя ,выпускник духовной семинарии ,представитель русского общества в эмиграции - он нёс своё крест русского человека и офицера .

    Учащиеся переживают тождество с жизнью и судьбой персон истории и культуры .

    При этом настроение толкуется нами ,как глубинная совокупность переживаний и откровений, направленных на личностный смысл жизни старшеклассников.

    Мы полагаем ,что этот тип урока является самым важнейшим ,потому что ради личностно — смысловых откровений школьников только и стоит обращаться к изучению истории ,литературы и других предметов .

    Главной сверхзадачей урока — настроение является создание особой атмосферы исторических эпох, литературных сочинений, природных ландшафтов ,музеев и галерей.

    В данном случае — это свет и цвет эпохи.

    Так, атмосфера становится важнейшим условием для приобщения старшеклассников к глубинным смыслам истории и культуры.

    Особой кульминацией урока является мистическая встреча с очевидцем и участником событий Первой мировой войны,санитаром Александром В. В ходе рассказа о судьбе этой персоны учитель ,приоткрывает тайну завесы ,говоря ученикам о том ,что этот санитар - великий артист и певец 20 века Александр Вертинский.

    Главный ответ на все многочисленные вопросы о повседневности ,о героизме о победах и потерях ,которые рождаются у детей в ходе рефлексивно - исторической беседы с учителем находятся в песне артиста под названием "То что я должен сказать".

    В самом названии композиции весь судьбоносный смысл не только молодого санитара и начинающего артиста ,но и всей Российской империи .

    Учащиеся прослушивают эту песню на фоне слайда 21.

    Урок - настроение заканчивается особым действенным творческим закреплением ,в котором учащимся предлагается написать и на фоне главного марша Российской империи начала 20 века "Прощание Славянки " .

    Школьники обычно в своих записях ,которые потом читают вслух ,взывают к миру, добру во имя будущего ,памяти потомков и неотступному служению Родине.

    Отрывки зачитываются и комментируются .

    И в завершении урока данного типа (урока - настроения )в прострастве личностно - значимой теме в историческом образовании учитель возвращается с проповедческим коментарием ,говоря о том ,что действительно Первая мировая война - великая ,но забытая.

    Судьбы кавалеров ,офицеров .поэтов ,артистов ,санитаров ,женщин ,детей стариков сплелись в единое горе утрат и тождество героизма и пускай прошло 100 лет мы не в праве забывать о кровавых событиях начала прошлого века .

    Так урок заканчивают уже известные строки Н.С.Гумилёва :

    …Знал он муки голода и жажды,

    Сон тревожный, бесконечный путь,

    Но святой Георгий тронул дважды

    Пулею не тронутую грудь…»

    Мы понимаем ,что урок — настроение выше организационно — педагогических обстоятельств. Он должен присутствовать в каждой личностно — значимой теме и согревать теплом образные представления первого урока и логические размышления второго.

    Урок настроение - смысловая конструкта глубинных переживаний ,столь необходимых старшекласснику в обучении истории. Так в диалоге с учителем и персоной истории и культуры ,ученик приоткрывает завесу тайны смысла ранее изученных событий.

    Источник: пресс-служба Постоянного Комитета Союзного государства

    Конкурс на лучший школьный урок по Первой мировой

    В честь 100-летней годовщины начала войны Постоянный Комитет Союзного государства отберет десять самых успешных работ российских и белорусских учителей