проекты союзного государства
Меню

    70 лет Великой Победы

    16:05, 28 июля

    Хранилище реликвий войны

    Первый в мире музей истории Великой Отечественной войны был открыт в освобождённом Минске 22 октября 1944 года на площади Свободы. Всем группам журналистов показывают этот музей, переместившийся, правда, по другому адресу. И когда в прошлом году мы, увидев в программке пресс-тура строчку: «Посещение музея», воскликнули: «А мы там уже были!», то нас поправили: «Это новый комплекс». Как? Ведь не прошло ещё и года, как президент Республики Беларусь Александр Лукашенко говорил нам на пресс-конференции, что дело чести белорусов перевести музей в новое просторное здание к юбилею Победы, новоселье готовится. И вот 2 июля 2014 года главное хранилище реликвий войны переехало в совершенно новый комплекс. Так быстро!

    Всё время вверх

    Главный фасад здания музея выполнен в виде символичных лучей салюта Победы. На каждом луче — скульптурные рельефы о событиях войны. У входа видим стайки школьников. Они приходят сюда ежедневно.

    Трогательная скульптурная композиция со сценой прощания юной девушки, провожающей друга-солдата на фронт.

    Корзинка свежих алых гвоздик. Строгие гранитные плиты. Начищенные до блеска бронзовые буквы у входа. А чуть поодаль — обелиск «Минск — город-герой», составляющий единый архитектурный ансамбль Памяти.

    В просторном вестибюле хочется быстрее настроиться на почтение, и сама вступительная экспозиция помогает в этом желании — поклониться тем далёким годам. Склоняем головы вокруг надписи у наших ног: «Тут захоуваецца памяць пра тых, каму мы абавязаны жыццём». Перевод не требуется.

    Начинаем грустное движение «по спирали» — здание так устроено, что ты всё время движешься вверх, будто возвышаешься над суетой мирных будней.

    Не музей мадам Тюссо

    Всё строго систематизировано. Музей в архитектурном плане состоит из четырёх блоков по количеству военных лет. Блоки объединяет экспозиционная галерея «Дорога войны». Основные разделы экспозиции: «Бои на Западном направлении. 1941–1942», «Немецко-фашистский оккупационный режим в Беларуси. 1941–1944», «Минское антифашистское подполье и партизанское движение в Беларуси», «Коренной перелом в Великой Отечественной войне. 1943», «Операция «Багратион», «Боевые действия Красной Армии в 1944—1945 гг.». Музей уже давно стал одним из главных центров объективного изучения истории Великой Отечественной войны.

    Вот пограничная застава, здесь начиналась борьба, неравная схватка. Вот в сражении сошлись танки советской армии с неприятелем. Вот солдаты готовят орудие к бою. Фигуры красноармейцев столь правдоподобны, что их трудно отличить от живых людей и уж никак не назовёшь манекенами. Да, это не «музей мадам Тюссо»: здесь на самых настоящих мужественных лицах отражены чувства и эмоции. Никакой подделки.

    Чёрная полоса, белая полоса…

    Переходы между экспозициями сделаны в виде то хрупких подвесных воздушных мостиков, то скорбных узких коридоров, и, когда нахлынувшим скорбным чувствам становится тесно в груди и в пространстве, ты, устремляя взгляд к высоким потолкам, видишь — с неба льётся мягкий свет. За чёрной полосой непременно будет белая!

    Количество экспонатов впечатляет: 142 676 единиц хранения. В коллекциях фондов музея всегда было много техники. Теперь она разместилась для всеобщего обозрения. И мальчишкам, и ветеранам интересно побродить вокруг, тщательно порассматривать и заглянуть в потаённые уголки. Когда вдруг устанешь от нахлынувших эмоций, можно присесть на табурет походной кухни и поразмышлять: всё правдоподобно.

    Новое здание просто невероятно современно, оборудовано мультимедийными комплексами, плазменными экранами, дисплеями, инсталляциями. И ты, миновав световую завесу с цифрами «1942», будто попадаешь в другой мир, тот, в котором жили партизаны. Оружие воинов, рукописные партизанские журналы, боевые листки, государственные награды и личные вещи участников событий, документы и фотографии, боевые знамена…

    Печаль светла

    У шлагбаума вздрагиваешь перед ненавистным эсэсовцем.

    А у простреленного холста с портретом Пушкина ещё раз убеждаешься: они планомерно уничтожали «наше всё».

    Это был наш общий крестный путь, наша Голгофа. И ты замираешь у скорбной фигурки со взмытыми ввысь руками — новое прочтение трагедии советского народа в изваянии современного скульптора Н.Опиока. Фашистская гадина низвергнута.

    Миновав десять экспозиционных залов, впитав в себя этот беспристрастный рассказ о подвиге народов Советского Союза в борьбе с фашизмом, попадаешь в мемориальный зал Победы, расположенный под прозрачным стеклянным куполом. Тёмно-серый холодный гранит сменяют светлые мраморные ступени. Будто треснувшие стены слиты в единую мозаику. Здесь увековечены имена Героев Советского Союза, перечислены воинские формирования, получившие почётные наименования за освобождение Беларуси. Здесь всё сияет золотом Славы, всё торжественно, а печаль светла. И душа возвышается. И легко дышать.

    Мир! Победа! Павшим в боях героям — вечная слава и благодарность живых.

    Выйдя на улицу, ещё раз кидаем взгляды на удаляющийся светлый купол музейного зала Победы. Внешне он очень напоминает купол Рейхстага, поверженного фашистского гнезда.

    Если когда-нибудь судьба вас закинет в Минск, то обязательно найдите время для пронзительного путешествия дорогами войны.

    автор: Ольга Голубцова, газета «Северный рабочий»

    70 лет Великой Победы

    В 2015 году Беларусь и Россия празднуют 70-летие Великой Победы