проекты союзного государства
Меню

    День единения народов Беларуси и России

    16:45, 01 апреля

    Наши интересы совпадают, - Валентина Матвиенко

    В канун Дня единения народов Беларуси и России Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко дала интервью газете Парламентского Собрания Союза Беларуси и России «Союзное вече».

    - Российская Федерация и Республика Беларусь отмечают 2 апреля День единения народов России и Беларуси. Как Вы оцениваете достижения российско-белорусской интеграции?

    - Если взять в качестве главного критерия, что конкретно удалось сделать нашим государствам, странам в практической реализации целей, которые ставились при создании Союза Беларуси и России в 1996 году, то, считаю, оценка интеграции может быть только одна. Положительная.

    Напомню цели создания Союза Беларуси и России. Это обеспечение устойчивого социально-экономического развития государств-участников на основе объединения их материальных и интеллектуальных потенциалов. Это повышение уровня жизни народов наших стран. Это укрепление отношений дружбы и сотрудничества Беларуси и России во всех областях. Это поэтапное движение к добровольному объединению России и Беларуси в Союзное государство при сохранении национального суверенитета государств – участников Союза.

    Достигнуты ли эти цели? Несомненно. Союзное государство создано. Сформирована система его высших органов и текущего управления. Российско-белорусская интеграция опирается на солидную правовую базу. Она включает в себя свыше 150 договоров, соглашений, которые охватывают все ключевые аспекты двустороннего сотрудничества.

    Увеличивается бюджет Союзного государства. С 2000 года он вырос в 2,5 раза. Средства бюджета, а также использование механизмов государственно-частного партнёрства позволили за эти годы профинансировать почти 70 программ. Среди них такие важные для обеих стран программы, как развитие машиностроения, разработка и внедрение новых полимерных и композиционных материалов, химических волокон и нитей, создание устройств и систем космической техники, компьютерных технологий на базе мультипроцессорных вычислительных систем и т.д. Только в прошлом году осуществлялось 37 совместных программ, мероприятий. В текущем году бюджет утверждён в объёме порядка 5 млрд. рублей. Из них 85 % средств направляется на финансирование 36 программ, охватывающих как экономику, социальную сферу, так и перспективные направления научно-технического прогресса.

    Беларусь – главный торговый партнер России на пространстве СНГ. По итогам 2014 года двусторонний товарооборот составил 37,6 млрд. долларов США. Это 4 % в общей доле российского товарооборота. В свою очередь почти 50 % всей белорусской торговли приходится на Россию. Беларусь лидирует в СНГ по объёму российских капиталовложений – 6,3 млрд. долларов в 2014 году, Белорусские партнёры тоже немало инвестируют в российскую экономику – 2,3 млрд. долларов.

    Идёт постепенное сближение правовых систем, формируется единое российско-белорусское пространство в области пограничного и таможенного сотрудничества. Созданы условия для обеспечения равенства прав граждан на территориях обеих стран. Достигнута тесная координация действий во внешней и оборонной политике.

    Словом, интеграция России и Беларуси – это реальность. Она идёт, углубляется, даёт осязаемые результаты.

    Конечно, экономическое и социальное развитие наших стран могло бы быть более устойчивым и динамичным. Но не всё зависит только от нас. Экономики наших стран – часть мировой экономики, а это не только возможности, но и риски. Достаточно вспомнить глобальный кризис 2008 – 2009 годов, ухудшение конъюнктуры на внешних рынках в минувшем году. Всё это сказывается на положении дел в экономике Беларуси и России.

    Вместе с тем за эти годы мы имели возможность убедиться, что взятый почти двадцать лет назад курс на интеграцию России и Беларуси оправдывает себя. Мы видим, что стратегия сближения ослабляет воздействие на наши страны негативных процессов в мировом хозяйстве, обеспечивает экономическую и социальную стабильность, создаёт новые факторы движения вперёд.

    Сказанное не означает, что развитие в рамках Союзного государства полностью свободно от проблем. Ни один интеграционный процесс не протекает гладко, так как согласование, гармонизация национальных интересов в принципе дело непростое. Проблем хватает. Но они решаемы. За годы союзного строительства мы совместно решали конкретные вопросы сотрудничества с учётом взаимных интересов.

    Главное здесь – убеждённость стран-участников интеграции в необходимости дальнейшего углубления взаимодействия Беларуси и России, его жизненной важности для наших стран, народов. Такая убеждённость имеется. Об этом однозначно свидетельствуют решения недавнего заседания Высшего Государственного Совета, выступления В.В. Путина и А.Г. Лукашенко. Участники саммита едины в том, что курс на углубление всестороннего сотрудничества Беларуси и России отвечает коренным интересам обеих стран, его необходимо продолжать, и обе страны к этому готовы.

    - Каковы приоритеты союзного строительства на современном этапе развития Союзного государства?

    - Они чётко сформулированы в постановлении Высшего Государственного Совета о приоритетных направлениях и первоочередных задачах дальнейшего развития Союзного государства на среднесрочную перспективу, на 2014–2017 годы. Не буду пересказывать этот документ, скажу только, что в нём определены те точки, опора на которые даст новый импульс развитию Союзного государства по всем ключевым направлениям нашего взаимодействия.

    Особо отмечу углубление нашего сотрудничества в сфере наукоёмкого производства, высоких технологий, включая биотехнологии, аграрно-промышленном комплексе. Ситуация в мировой экономике, введение экономических санкций против России ещё раз показали, насколько важно для наших стран активизировать усилия, направленные на отраслевую и технологическую модернизацию наших экономик.

    Именно под этим углом зрения мы формируем сейчас политику импортозамещения. И здесь открывается широкое поле для сотрудничества наших стран как по линии фундаментальной и прикладной науки, опытно-конструкторских разработок, так и налаживания производства конкурентоспособной продукции, выхода с ней на внешние рынки. У нас уже есть успешный опыт в этом деле. По сути, мы уже вплотную приблизились к формированию единого инновационного пространства. Это позволяет придать такому нашему сотрудничеству системный и долгосрочный, по некоторым направлениям даже стратегический характер.

    Другая приоритетная задача – преодоление спада в российско-белорусской торговле, наметившегося по итогам последних двух лет. Несомненно, свою роль в этом сыграла неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. Вместе с тем, порой снижение – результат наших собственных недоработок, из-за чего, в частности, возникают искусственные барьеры для свободного перемещения товаров. В документах, принятых по итогам Высшего Государственного Совета, намечены конкретные меры по снятию этих препятствий. Упор делается на углубление производственной кооперации, формирование единой промышленной политики и единого рынка. В этих целях утверждён План мероприятий по созданию дополнительных условий для развития торгово-экономического сотрудничества. Он предусматривает меры по упрощению взаимного доступа на рынки товаров и услуг российских и белорусских производителей, расширение участия поставщиков двух стран в государственных закупках.

    Необходимо также дальнейшее совершенствование бюджетной политики Союзного государства. Нельзя мириться с тем, что из года в год средства бюджета используются не полностью или с нарушениями, что принятие решений о финансировании заведомо актуальных программ, проектов порой длится годами. Для успешного движения совместная бюджетная политика должна быть более гибкой, чтобы обеспечивать концентрацию финансовых ресурсов на важных направлениях технологического, экономического, социального развития наших стран.

    Один из приоритетов союзного строительства – совместная миграционная политика. По сути, на территории России и Беларуси уже создано единое миграционное пространство. Наши граждане свободно совершают взаимные поездки по внутренним национальным документам, без прохождения таможенного и пограничного контроля. Государственная граница между Россией и Беларусью стала во многом условностью. Вместе с тем некоторые вопросы, требующие правового урегулирования, ещё остались. Будем завершать эту работу. В частности, готовится к подписанию Протокол к Соглашению об обеспечении равных прав россиян и белорусов на свободу передвижения.

    И, конечно же, важнейшим приоритетом была и остаётся координация усилий в области внешней и оборонной политики, в вопросах безопасности. Здесь сделано немало. Мы ещё раз могли убедиться в этом в феврале, когда Минск стал площадкой встречи в формате «нормандской четвёрки». Это признание авторитета Беларуси как полноправного субъекта мировой политики, международного сообщества. Александр Григорьевич Лукашенко во многом способствовал тому, что встреча увенчалась подписанием Минских договорённостей.

    - Какие уроки должны извлечь страны-союзники из украинского кризиса?

    - Кризис переживает Украина, а не Россия и не Беларусь. Так что уроки должна извлечь она сама, её политики, элиты.

    Я же могу только сказать, что весь ход событий в близкой нам стране убедительно свидетельствует о том, какую опасность таит в себе фактическая приватизация власти олигархами. За двадцать с лишним лет Украина так и не выстроила полноценной, подлинно демократической государственности, ориентированной на национальные интересы, на благо всего народа. Президенты, правительства сменяли друг друга, но каждый раз это была смена кланов: одни кланы власть теряли, другие её подхватывали. Все они пеклись о своих интересах, а то, что экономика, финансы страны трещали по швам, уровень жизни народа оставался одним из самых низких в Европе, никого не волновало.

    Так что майдан стал закономерным следствием этого процесса. Другое дело, что вмешательство США, Запада направило справедливый протест населения в совсем иное русло, вывело на политическую арену крайне националистические и даже откровенно неонацистские силы. Что и ввергло страну в глубочайший конфликт, гражданскую войну.

    На примере Украины мы ещё раз убедились, насколько важно, чтобы государство было государством, а не инструментом власти олигархических кланов, тех или иных социальных групп. Для этого оно должно быть ориентировано на обеспечение интересов всего общества, подконтрольно обществу, располагало полномочиями и инструментами, позволяющими надёжно обеспечивать общественно-политическую стабильность в стране и национальные интересы на международной арене, противодействовать коррупции, стимулировать динамичное развитие страны. Мы, в России, выстроили именно такое государство, стоящее на страже интересов всего российского общества, многонационального российского народа.

    У нас нет иллюзий относительно того, какая сейчас ситуация. В современном мире главная угроза стабильности и процветанию исходит от экстремизма – политического, этнического, религиозного. Экстремизм используется как инструмент геополитики, передела сфер влияния, свержения неугодных тем или иным государствам режимов посредством организации «цветных революций». Западом предпринимаются попытки их организации и в России. Его усилия направлены на дискредитацию власти и дестабилизацию внутренней ситуации в России, использования для этого как экстремистских элементов, так и оппозиции.

    Тем не менее, Российское государство не намерено брать курс на «закручивание гаек», подавление «инакомыслия». Как недавно вновь подчеркнул глава Российского государства, власть готова к диалогу с оппозицией, будет продолжать развивать партнёрские отношения с гражданским обществом. Такой диалог, такое партнёрство необходимы. Но бессмысленно вступать в дискуссию с теми, кто работает по заказу извне, в интересах не своей, а чужой страны или чужих стран.

    Все опросы общественного мнения последних лет свидетельствуют, что и глава Российского государства В.В. Путин, и проводимая им политика, и деятельность государства в целом пользуются поддержкой большинства граждан. В этом смысле «цветная» революция России не грозит. Но это не повод благодушествовать. Мы в своей стране обязаны и далее проводить экономическую и социальную политику, плодами которой пользуется всё российское общество, И одновременно делать всё для повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, силовых структур, спецслужб, направленной на обеспечение порядка, законности, общественной и политической стабильности.

    - Какие проблемы могут возникнуть при одновременном функционировании двух интеграционных структур – Союзного государства и Евразийского экономического союза?

    - Многие российско-белорусские наработки были использованы при формировании Таможенного союза, Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана, а затем и Евразийского экономического союза, который начал свою масштабную работу с 1 января текущего года. Как отметил Владимир Владимирович Путин, Союзное государство – одна из несущих опор нашей общей архитектуры евразийской интеграции.

    Действительно, оба объединения не подменяют, а органично дополняют друг друга. Ни в экономике, ни в политике, ни в социальной сфере обоих интеграционных объединений нет почвы для того, что принято называть конфликтом интересов. Поэтому я не думаю, что возникнут какие-то большие проблемы, связанные именно с сосуществованием Союзного государства и ЕАЭС. Скорее, имеющийся опыт Союзного государства будет способствовать успешному решению задач, поставленных перед ними. Так что правильно было бы говорить не о проблемах, а об открывающихся новых возможностях для всех участников.

    - Насколько важна, на Ваш взгляд, организация парламентского измерения в формате ЕАЭС? Насколько полезен при этом может быть опыт Парламентского Собрания Союза Беларуси и России?

    - Безусловно, вопрос организации парламентского форума в формате Евразийского экономического союза стоит в повестке дня. Договор подписан, созданы наднациональные органы, приняты важные документы, регулирующие деятельность нового интеграционного объединения. Предстоит большая и непростая работа по гармонизации и унификации национальных законодательств стран ЕАЭС, увязке их с новыми правовыми, экономическими, политическими реальностями. И здесь площадка, обеспечивающая взаимодействие национальных парламентов, просто необходима.

    Важно, что нам не придётся начинать её с «чистого листа». Мы можем и будем опираться на опыт МПА стран-участников СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, Союзного государства. Думаю, не останется без внимания и опыт Европейского Союза, ОБСЕ.

    - Беларусь и Россия активно развивают межрегиональное сотрудничество. Может ли оно стать существенным фактором в реализации современной импортозамещающей промышленной политики?

    - Практически все субъекты Российской Федерации на постоянной основе поддерживают прямые связи со всеми областями Беларуси. Большую активность в этом плане проявляют Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Тюменская, Смоленская, Нижегородская, Брянская области, Республика Татарстан и Республика Башкортостан. В Минске аккредитованы 4 представительства российских регионов. Всего на территории Беларуси работает 2 700 предприятий с российским капиталом. В России действует свыше 1 000 предприятий с белорусским капиталом.

    Как видим, связи на уровне регионов сложились плотные. Эффективность их не вызывает сомнений. Вместе с тем потенциал для дальнейшего её повышения имеется. В том числе и в решении задачи импортозамещения. Эта тема обсуждалась на первом Форуме регионов Беларуси и России, состоявшемся 5-6 июня 2014 года в Минске. По его итогам достигнуты договоренности об унификации правил государственной поддержки сельского хозяйства и условий конкуренции на аграрном рынке, выработаны совместные подходы к решению проблем продовольственной безопасности. Вопросы импортозамещения в промышленной сфере будут в центре внимания второго регионального форума. Планируется, что он пройдет осенью этого года в Великом Новгороде.

    Позитивный опыт межрегиональных связей России и Беларуси будет использован и при подготовке Форума регионов СНГ в 2016 году. Решение о его проведении принято Советом глав государств СНГ в Минске.

    День единения народов Беларуси и России

    День единения народов Беларуси и России отмечается ежегодно 2 апреля. Именно в этот день в 1996 году президенты двух государств подписали договор «Об образовании Сообщества России и Белоруссии». Факт подписания положил начало процессу взаимной интеграции стран. День единения Беларуси и России – знаменательный праздник, ведь он символизирует близость братских народов не только на культурном и историческом уровне.