проекты союзного государства
Меню

    Online-брифинг

    15:15, 20 ноября

    Интернет-видеобрифинг «Международная деятельность Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в контексте международной практики наблюдения за выборами»

    • В брифинге принимает участие: Николай Леонидович Самосейко - депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам, Заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.
    • В брифинге принимает участие: Николай Леонидович Самосейко - депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам, Заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

    Добрый день! Сегодня Национальный пресс-центр Республики Беларусь совместно с Парламентским Собранием Союза Беларуси и России проводит интернет-видеобрифинг на тему:

    «Международная деятельность Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в контексте международной практики наблюдения за выборами»

    В брифинге принимает участие депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам, Заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Николай Леонидович Самосейко.

    В Минске по инициативе Совета Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и Исполнительного комитета СНГ состоялась Международная конференция «Избирательные процессы на пространстве СНГ». В чем актуальность проведения подобной конференции, какие вопросы на ней были подняты?

    – Не случайно эта конференция проводилась на полях белорусских организации, то есть Исполкома СНГ и Палаты Представителей Национального Собрания Республики Беларусь. Почему не случайно? Потому что в 2013 году Парламент Республики Беларусь ратифицировал закон о присоединении нашего государства к конвенции стандартов демократических выборов.

    Этот закон вступил в силу в 2014 году. На конференции поднимался очень широкий спектр вопросов. Интерес к конференции также был большой. Помимо представителей государств-участников СНГ в ней приняли участие представители ассоциации организаторов выборов стран Европы, представители БДИПЧ ОБСЕ, представители государственной избирательной комиссии Болгарии и другие.

    Спектр вопросов был действительно широкий, начиная от механизма наблюдения за выборами, и кончая процессом выборов вплоть до подсчета голосов и тех моментов, которые с этим связаны.

    Я думаю, что мы почерпнули многое друг у друга. Основное, что показала конференция, что на постсоветском пространстве, в первую очередь я имею ввиду страны СНГ, каждая страна развивается самостоятельным путем, в том числе и в избирательных процессах.

    Хотя у нас есть много схожего, мы услышали и много новаций, которые, я думаю, каждая из стран возьмет на вооружение. Что касается Республики Беларусь, то в ближайшее время мы заниматься имплементацией этих новаций в белорусское законодательство не будем. У нас впереди двое выборов, в 2015 году Президента, в 2016 году парламентские. Но иметь в виду на будущее эти новации мы конечно будем.

    На конференции вы выступили с докладом «Присоединение Республики Беларусь к Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод государств-участников СНГ». В чем важность присоединения Беларуси к этой Конвенции, какую ответственность это налагает на страну?

    – Присоединение Беларуси к этой конвенции продемонстрировало другим странам, нашим партнерам я бы сказал приверженность Беларуси к вопросам проведения именно демократических, свободных выборов.

    И следует отметить, что эта Конвенция впервые в международной практике закрепила, систематизировала и юридически оформила как обязанность для государств, которые присоединились к этой конвенции основные стандарты проведения выборов.

    Мы много говорим о том, что наши западные партнеры иногда ссылаясь на какие-то мифические стандарты, делают не совсем стандартные выводы. Эта конвенция для ее участников определила конкретный круг стандартов проведения выборов.

    В конференции также принял участие представитель БДИПЧ ОБСЕ. Он рассказал о формировании общеевропеского подхода к международному наблюдению за выборами и роли, которую играет в этом процессе данная организация. Отличаются ли в принципе подходы, которыми руководствуются наблюдатели стран Содружества и Парламентского Собрания от тех, которые практикует БДИПЧ ОБСЕ?

    – Что касается самого механизма наблюдения за выборами, будь то краткосрочное наблюдение, будь то долгосрочное расширенное наблюдение, в принципе эти механизмы наблюдения серьезно не отличаются. Также как и наши западные партнеры, мы по прибытии в страну наблюдения можем истребовать необходимые документы, знакомится с избирательными кодексами и иными документами, которые регламентируют процесс проведения выборов.

    Непосредственно во время выборов наблюдать за ходом голосования имелись/не имелись нарушения, в этом в принципе никаких отличий нет. Но есть некоторые отличия в подходах формировании мисси наблюдателей СНГ от БДИПЧ ОБСЕ.

    Во-первых, когда формируется миссия наблюдателей от СНГ, то состав миссии согласовывается со всеми странами. Глава миссии также согласуется со всеми странами, есть определенный документ, только после этого направляется миссия наблюдения контролирующих стран.

    Что же касается БДИПЧ ОБСЕ, глава миссии назначается директором организации, привлекаются туда люди порой далекие от избирательных процессов. Вот в этом первое отличие. Основное отличие это порядок утверждения итоговых отчетов.

    Итоговые отчеты миссии СНГ после того как все наблюдатели страны наблюдения съезжаются в то учреждение, которое определено как штаб-квартира миссии, сдают свои наблюдательные листы, это все систематизируется, готовится отчет, который впоследствии принимается консенсусом. За общим столом отчет раздается всем, мы смотрим, кто-то согласен с этим, кто-то с этим. Все утверждается консенсусом, после чего этот отчет обнародуется буквально на следующий день на пресс-конференциях.

    Что же касается отчета БДИПЧ ОБСЕ, то, во-первых, я возьму на себя смелость сказать, что он готовится задолго до того, поскольку для представителей БДИПЧ ОБСЕ зачастую важен не сам процесс выборов, а результат. Если результат устраивает, то выборы независимо от наличия или отсутствия нарушений признаются демократическими, транспарентными и прозрачными и т.д. Если результат не устраивает, соответственно и реакция на выборы точно такая же.

    Представители БДИПЧ ОБСЕ имеют возможность прогнозировать результат, поэтому отчеты иногда готовятся заранее. Но этот план можно поправить и впоследствии после того как уже воочию убедишься, что все нормально и выборы демократичные, нарушений нет, либо тех нарушений, которые бы повлияли на общий результат. Но этот отчет потом направляется из страны наблюдения в Варшаву, где он дорабатывается, перерабатывается и где-то месяца только через полтора-два представляется на широкий суд общественности.

    Расскажите, пожалуйста, о практической стороне наблюдения за ходом избирательного процесса, за какими электоральными кампаниями наблюдали депутаты Парламентского Собрания?

    – Во-первых, депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России регулярно принимают участие в наблюдении за выборами, как в странах-участниках Содружества Независимых Государств, так и за пределами этого контингента.

    Если обратиться к цифрам, то с 2002 года по настоящее время более 400 депутатов Парламентского Собрания в качестве наблюдателей участвовало в 51кампании наблюдения за выборами. Что же касается стран-участниц Содружества Независимых Государств, то эта цифра составляет, по-моему, более 70 наблюдательных кампаний.

    Получается, что депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России фактически принимали участие в 70% тех наблюдений, которые организовывала миссия СНГ. Необходимо сказать, что обычно миссия Парламентского Собрания Беларуси и России по наблюдению за выборами действует в составе миссии СНГ.

    В контексте интенсификации интеграционных процессов на постсоветском пространстве и скорым началом функционирования Евразийского экономического союза, хотелось бы спросить насколько вероятно создание межпарламентской структуры в рамках ЕАЭС и не приведет ли это к снижению значимости парламентской площадки Союзного государства?

    – Вероятно, когда-то такая межпарламентская структура будет создана. Как говорил один из классиков марксизма-ленинизма, что политика – это концентрированное выражение экономики. И то что сейчас Евразийский экономический союз в конце концов создается. Здесь будет присутствовать и политическая в виде парламентской площадки.

    Будет ли это полноценный парламент либо это будет на первом этапе межпарламентская ассамблея, это конечно покажет время, но это объективно. Пускай не сегодня, не завтра, не в краткосрочной может даже не в среднесрочной перспективе, но такая структура однозначно будет создана.

    Что касается Парламентского Собрания Беларуси и России в этом контексте, то вы прекрасно знаете, мы неоднократно об этом говорили, что внутри нового интеграционного объединения, которым является Евразийский экономический союз, существует другое интеграционное объединение меньшее по объему, но с более высоким уровнем интеграции.

    Можно долго перечислять те завоевания, которые уже имеют место быть, это и в медицине, социалке, трудовой миграции, перемещение труда, капитала рабочей силы, и что самое основное для граждан – это открытость границ.

    Действительно Союзное государство имеет достаточно большой пакет завоеваний во всех областях. Я вам скажу, что пока тройка не догонит по уровню интеграции – Союзному государству быть, Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России быть, выполняя роль локомотива нового интеграционного объединения.

    Беседовал: Андросик Станислав

    Фото/видео: Таяновский Владимир

    последние новости