проекты союзного государства
Меню

    Online-брифинг

    15:30, 09 марта

    Интернет-видеобрифинг: «Миграционное пространство Союзного государства»

    • Интернет-видеобрифинг с начальником Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Беларуси Алексеем Бегуном

    Информационно-аналитический портал Союзного государства совместно с Национальным пресс-центром Республики Беларусь провел интернет-видеобрифинг с начальником Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел БеларусиАлексеем Бегуном.

    Тема видеобрифинга: «Миграционное пространство Союзного государства»

    - Алексей Юрьевич, в начале нашей беседы хотелось бы узнать, с какими результатами закончила прошлый год миграционная служба республики? Сколько каналов нелегальной миграции было перекрыто, сколько граждан пыталось незаконно пересечь границы Беларуси?

    – Спасибо за такой интересный вопрос. Аспект деятельности миграционной службы Республики Беларусь очень широкий. Он касается не только борьбы с нелегальной миграцией: служба регулирует все миграционные процессы на территории Республики Беларусь. Это прием иностранных граждан и лиц без гражданства, которые прибывают на территорию Беларуси в целях получения статуса беженца или убежища, прием тех иностранцев, которые приезжают в нашу страну для занятия трудовой деятельностью, а также это работа по оформлению документов граждан Республики Беларусь для выезда за границу.

    На самом деле поток незаконной миграции – самый малочисленный из тех миграционных потоков на территории Беларуси, которые я назвал. Органы внутренних дел совместно с представителями пограничного комитета выявили в прошлом году около 600 нарушителей миграционного законодательства, которых можно отнести к нелегальным мигрантам, которые ставили целью попытку транзитом проехать через территорию Беларуси и попасть в страны ЕС. Все они были задержаны, привлечены к установленной законодательством ответственности, а также депортированы или высланы из Беларуси.

    Кроме этого, состоялось несколько решений по реадмиссии в рамках выполнения соглашения между Беларусью и Россией. Одну группу иностранных граждан мы уже передали РФ в рамках этого соглашения.

    – Какие проблемы остаются в области контроля и недопущения нелегальной миграции через нашу страну?

    Нельзя сказать, что какое-то из государств полностью построило оптимальную модель управления миграцией. Каждый год, каждый месяц в области контроля миграции появляются новые вызовы и угрозы. Законодательство Беларуси достаточно быстро реагирует на эти процессы. Палата Представителей достаточно активно участвует в процессе формирования национального законодательства. Президент Беларуси поддерживает соответствующую инициативу МВД и принимает указы, которые регламентируют вопросы въезда и пребывания граждан Украины на территории Беларуси.

    Но, к сожалению, нельзя констатировать тот факт, что мы побороли незаконную миграцию. Мы по-прежнему выявляем и организованные каналы незаконной миграции, и нелегальных мигрантов, которые въезжают как легально на территорию Беларуси, в целях учебы, занятия трудовой деятельностью, туризма, а потом принимают попытку незаконно въехать в страны ЕС, пересекая границу как в пунктах пропуска, так и вне их. Кроме того, транзитом следуют через территорию нашего государства для того, чтобы нарушить госграницу вне пунктов пропуска. С этими вызовами и угрозами сталкивают представители и органов внутренних дел, и представители Государственного пограничного комитета. И можно сказать, что нелегальная миграция носит ярко выраженный транснациональный организованный характер. Это уже не те хаотичные попытки определенных групп иностранцев, которые, получив визу Беларуси или РФ, по картам пытались пересечь госграницу. Это четко организованные схемы. А при наличия взаимодействия четко законспирированного со стороны как трафикеров, которые участвуют в переброске незаконных мигрантов, так и самих иностранцев, которые прячут свои национальные документы и пытаются использовать свои поддельные визы ЕС, причем высокой степени подделки, похищенные визы и разрешения на пребывание в ЕС. И с такими вызовами сталкиваются как органы внутренних дел, так и представители Госпогранкомитета. Задержание таких групп иностранцев происходит на территории Беларуси практически постоянно.

    Те международные договоренности, которые есть в этой области, в том числе регламентирующие прием и передачу нелегальных мигрантов, способствуют уменьшению потока незаконной миграции.

    Когда пройдет год со вступления в силу закона о соглашении с РФ о реадмиссии, тогда можно будет констатировать, насколько повлияло это соглашение на аспекты незаконной миграции граждан через территорию Беларуси в третьи страны.

    – Теперь хотелось бы перейти к миграционному пространству Беларуси и России. Миграционный обмен между двумя странами с каждым годом увеличивается. С учетом отсутствия границ идет речь о миллионах граждан. Расскажите, пожалуйста, какие проблемы здесь возникают? Можно ли говорить, что в Союзном государстве создано единое миграционное пространство?

    – Недавно состоялся Высший Государственный совет Союзного государства, в ходе которого Президенты Беларуси и России принимали самое активное участие в обсуждении вопросов формирования общего миграционного пространства.

    На пространстве бывшего СССР у нас именно с Россией, нашим партнером по Союзному государству, созданы наиболее совершенные международные законодательные акты, которые регламентируют вопросы основ построения Союзного государства. У нас есть и международный договор, который регламентирует свободу передвижения граждан на территории двух стран. 3 марта было подписано еще три международных договора, которые обеспечивают свободное перемещение граждан на территории двух стран. А также целый ряд других инноваций, связанных с сокращением срока рассмотрения вида на жительство, пропуска по недействительному документу, совершенствования порядка выезда несовершеннолетних граждан за пределы Беларуси, а также соглашения, которые регламентируют аспекты взаимного признания решений об отказе во въезде иностранных граждан, механизмы взаимодействия при исполнении решений об отказе на выезд собственных граждан.

    Мы констатируем тот факт, что в настоящее время происходит наработка международных соглашений, которые регламентируют вопросы дальнейшего формирования общего миграционного пространства.

    Правительством в прошлом году утвержден соответствующий план мероприятий компетентных органов Беларуси и России по формированию общего миграционного пространства. План мероприятий содержит ряд поручений на 2015-2016 годы, который регламентирует целый комплекс организационных, практических мероприятий. А также мер по формированию нормативно-правовой базы в области формирования общего миграционного пространства: интеграцию информационных ресурсов. И на этом этапе 10%-15% из всех запланированных мероприятий выполнено.

    Нам предстоит многое создать. Провести значительный комплекс мероприятий по интеграции информационных ресурсов в рамках двойки. Потребуются определенные мероприятия по защите информации, которая передается по техническим каналам передачи, а также по формированию единой визовой политики.

    В проработке находится целый пакет международных договоров, которые регламентируют те или иные аспекты международного сотрудничества. Мы находимся только на начальной стадии формирования общего миграционного пространства.

    Нельзя не упомянуть те аспекты, которые связаны с либерализацией перемещения трудящихся мигрантов в рамках формирования Евразийского экономического союза со всеми вытекающими отсюда последствиями. К этим мероприятиям присоединится и Армения, Кыргызстан. Это большой комплекс мероприятий. Предоставляя свободу, нужно организовать соответствующий контроль во взаимодействии компетентных органов по передвижению иностранной рабочей силы, а также борьба с незаконной миграцией граждан из третьих стран.


    – С целью подработать белорусы чаще всего отправляются в Россию. Как соблюдаются права белорусских граждан в контакте с российскими нанимателями? Насколько актуальна проблема трудовой эксплуатации белорусов в РФ?

    Действительно непростой вопрос, потому что, к сожалению, мы только пытаемся найти общие точки соприкосновения по статистическому учету количества граждан Беларуси, которые занимаются трудовой деятельностью в России, а также числа россиян, которые занимаются оплачиваемой трудовой деятельностью в Беларуси.

    Официальная статистика компетентных органов свидетельствует, что в 2014 году около 4 тыс. 700 граждан РФ занимались оплачиваемой трудовой деятельностью в Беларуси, и около 4,5 тыс. граждан было официально трудоустроено в РФ через лицензиатов, которые имеют лицензию МВД Беларуси на деятельность, связанную с трудоустройством граждан РБ за границей.

    Законодательство Беларуси позволяет гражданам самостоятельно искать каналы выезда для трудоустройства в РФ. И по информации компетентных органов РФ порядка 100 тыс. граждан Беларуси ежегодно занимаются оплачиваемой трудовой деятельностью в РФ. Эта цифра меняется. Кризисные процессы, которые наблюдаются сейчас в РФ, затронули и белорусов. Целый комплекс субъектов хозяйствования, которые привлекали граждан Беларуси, будет сокращать инвестиции в строительство, сферу обслуживания. В связи с этим наметится обратная тенденция, будет возрастать возвращение белорусов на родину. Но вы знаете, что белорусы всегда славились как высококвалифицированная рабочая сила. Поэтому мы считаем, что белорусы будут последними из числа граждан, которых коснутся сокращения в РФ.

    Тем более, существуют определенные договоренности и в рамках Союзного государства, когда граждане РБ и РФ пользуются равными правами на занятие трудовой деятельностью.

    Что касается трудовой эксплуатации, то, к сожалению, есть факты так называемого трудового рабства граждан РБ на территории РФ. Благодаря неправительственным организациям были приняты меры по розыску этой категории лиц и их возвращению на родину. Иногда, сталкиваясь с нашумевшими в прессе сообщениями о том, что граждане Беларуси подверглись в каком-то субъекте хозяйствования РФ трудовой эксплуатации, в последующем органы внутренних дел проводят проверку на предмет возможности возбуждения уголовного дела. Очень часто эти граждане, вернувшись в Беларусь, так скажем, придя в себя, восстановив документы, в последующем опять въезжают на территорию РФ, практически в тот же субъект хозяйствования для продолжения занятия трудовой деятельностью. Поэтому иногда очень трудно определить сразу, была ли это трудовая эксплуатация, или все было добровольно.

    Принимая во внимание аспекты общей госграницы и международные договоры, регламентирующие равные права граждан, иногда затрудняюсь ответить, и гражданин не может внятно сказать, была ли это все-таки трудовая эксплуатация или он добровольно осуществлял трудовую деятельность, и были лишь задержки по зарплате. Но иногда и задержки по выплате зарплат граждане Беларуси воспринимают как трудовую эксплуатацию, конечно обращаются на тел. «горячей линии» МВД, и на тел. «горячей линии» правительственной организации. Мы вынуждены включаться, проводить мероприятия по установлению истины, проводить проверки с нашими миграционными органами и Федеральной миграционной службой РФ, чтобы установить, был ли факт трудовой эксплуатации, освободить гражданина РБ от трудового плена, и как его вернуть на родину.


    – В Беларуси и России несколько лет действует межведомственная группа по согласованию миграционной политики. Алексей Юрьевич, когда пройдет очередное заседание такой группы и какие вопросы будут вынесены на обсуждение?

    – Под патронажем Государственного секретаря Союзного государства действует межгосударственная межведомственная рабочая группа по выработке согласованных рекомендаций в области миграционной политики. Она состоит из числа компетентных органов РБ и РФ. Заседание рабочей группы проводится поочередно на территории Беларуси и России. В ходе встречи готовятся те проекты международных договоров в области формирования общего миграционного пространства. Обсуждаются результаты применения тех или иных международных договоров РБ и РФ, будет обсуждаться ход выполнения плана мероприятий, который утвердил Союзный Совмин.

    Очередное заседание состоится в РФ. Мы ждем в ближайшее время предложений от наших коллег.

    Мы обсудим уже подписанные и вступившие в силу проекты международных договоров, регламентирующих свободу передвижения, обмениваться статистической информацией и опытом работы миграционных органов по новым вызовам и угрозам. Это достаточно динамичная площадка, на которой наши коллеги могут лицом к лицу обсудить те аспекты миграционной политики Союзного государства, а также оперативно реагировать на новые вызовы и угрозы, которые стоят перед компетентными органами двух стран, формируют основы международных договоров по дальнейшему формированию общего миграционного пространства.


    Федеральная миграционная служба России и Министерство внутренних дел Беларуси планировали подписать протокол об обмене информацией из банков данных об иностранцах. Состоялось ли подписание? И что даст этот документ?

    – Подписание документа пока не состоялось. Сейчас мы проводим внутригосударственные процедуры на территории одной и другой страны. Сейчас он находится на рассмотрении у компетентных органов РБ, и в ближайшее время мы направим свою позицию по данному вопросу в компетентные органы РФ. Речь идет об обмене информацией, которая имеется в центральных банках данных учета иностранных граждан, а также о передаче информации, которая поступает к нам из пунктов пропуска на госгранице, а также о механизмах исполнения электронных запросов на предмет наличия персональных данных того или иного лица из банка данных. Предполагается также мероприятия по технической защите информации, которая будет передаваться по каналам данных, а также ответственность лиц за неразглашение этой информации, и комплекс мероприятий, который связан с технической защитой этой информации. Нужно понимать, что персональные данные граждан на территории как одного, так и другого государства подлежат защите.

    Кроме того, мы должны обсудить протокол о механизме взаимодействия между Министерствами внутренних дел РБ и РФ и Федеральной миграционной службой об обмене сведениями в отношении граждан РБ и РФ, в отношении которых установлен запрет на выезд, а также обсудить и решить первые результаты в реализации соглашения о реадмиссии. А также мы начинаем подходить к вопросам гармонизации перечня и условий проведения административных процедур в отношении тех или иных граждан на территории Союзного государства, которые касаются вопросов выдачи вида на жительство, разрешения на временное проживание. Также обсудим те аспекты, которые применяются на территории Беларуси и России в отношении граждан Украины, которые массово прибыли на территории РБ и РФ.

    Мы организовали работу по разделению миграционных потоков на территории нашего государства, чтобы максимально вовлекать прибывающих лиц в занятие трудовой деятельностью на территории РБ, оказывать посильную помощь наиболее уязвленной категории лиц, оперативно рассматривать вопросы о предоставлении статуса беженца и дополнительной защиты тем лицам, которые в ней нуждаются. А также разделением прибывающих граждан мы занимается для того, чтобы решать оперативно вопросы о выдачи им вида на жительство или разрешения на временное проживание, а также решать вопрос с документированием тех лиц, которые утратили или не имеют документов, удостоверяющих личность.

    Иногда в статистике стоят разные цифры – 40-60 тысяч. Так, как с Украиной мы имеем режим безвизового въезда, то очень часто те лица, которые бежали из зоны конфликта на территории Украины, возвращаются обратно. Вместе с тем, в прошлом году 17 тыс. украинцев, получивших разрешение на временное проживание, получили в связи с занятием трудовой деятельностью разрешение на постоянное проживание.

    В целом в миграционные органы обрались около 60 тыс. граждан Украины, которые прибыли не только из зоны конфликта, но из других регионов страны. Они говорили о своих опасениях по поводу возможной эскалации конфликта на территории Украины и прибыли для получения как статуса беженца, так других режимов пребывания, которые предусмотрены для данной категории лиц законом о подобной категории граждан и лиц без гражданства.

    По сравнению с активной фазой конфликта поток беженцев уменьшается. Но в любом случае работает «сарафанное радио», когда граждане одного региона приглашают своих соотечественников. Пока не очень идет восстановление инфраструктуры тех регионов, которые пострадали во время боевых действий, украинцы по-прежнему прибывают на территорию Беларуси, пытаются устроиться на работу, переезжают в агрогородки, пытаются получить разрешение на временное либо постоянное проживание.

    Мы проводим еженедельный мониторинг ситуации, связанной с пребыванием иностранных граждан. И можно говорить о 2 тысячах еженедельных обращений в компетентные органы РБ по различным аспектам, связанным с регулированием режима пребывания граждан Украины на территорию Беларуси.

    Активную позицию занимают неправительственные организации, в первую очередь, Белорусское Общество Красного креста, представительство Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. Они проводят мониторинг потребностей украинцев на территории Беларуси. Удовлетворяют эти потребности для наиболее уязвленных категорий лиц.


    Беседовала: Бинда Татьяна

    Фото/видео: Таяновский Владимир