проекты союзного государства
Меню

    Online-брифинг

    15:11, 03 марта

    Интернет-видеобрифинг «Актуальные вопросы трансформации европейского и евразийского пространства»

    Soyuz.by совместно с Национальным пресс-центром Республики Беларусь провел интернет-видеобрифинг с директором Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсением Владимировичем Сивицким.

    Тема видеобрифинга: «Актуальные вопросы трансформации европейского и евразийского пространства».

    — Арсений Владимирович, мировой экономический кризис, с которым борются не первый год страны Европы, Америки и Азии, вносит серьезные коррективы в традиционную внешнюю и внутреннюю политику многих государств. Мы наблюдаем за тем, что, например, Юг Европы столкнулся с кризисными явлениями, такими как масштабная безработица, кризис производства, миграция и прочее. В чем, по-вашему, причина столь затяжного кризиса, и есть ли перспектива его преодоления?

    — Да, действительно, Вы очень правильно подметили, что сегодня мировая экономика до сих пор испытывает кризисные тенденции. И, прежде всего, необходимо отметить, что страны, как Европы, так и Азии, а также двух Америк до сих пор испытывают последствия глобального финансово-экономического кризиса 2008 – 2010 годов. И, несмотря на то, что в последнее время мы наблюдаем тенденцию экономического роста, к сожалению, многие проблемы до сих пор не устранены.

    Если мы обратимся к истории первой волны глобального финансово-экономического кризиса, то во многом она была обусловлена несоответствием производственной экономики и, так называемой, виртуальной экономики. Приведу небольшие цифры. Если в 2010 году объем мирового ВВП составлял в денежном эквиваленте 60 триллионов долларов, то объем деривативов и обязательств по ним между банками составлял около 600 триллионов, то есть в десять раз больше чем мировой объем ВВП. Если говорить о сегодняшнем состоянии, то, если я не ошибаюсь, объем обязательств по деривативам и другим финансовым спекулятивным инструментам составляет порядка 1,5 квадриллиона долларов, при том что объем мировой экономики ВВП вырос ненамного. И, к сожалению, эта диспропорция и несоответствие между реальным сектором, производящей экономикой и экономикой виртуальной и порождает кризисы подобные тем, которые мы наблюдали в 2008 – 2010 годах. И, к сожалению, сегодня многие экономисты предсказывают наступление второй волны глобального финансово-экономического кризиса, который может случиться чуть ли уже не в первой половине 2014 года.

    — А какие, по Вашему мнению, инструменты и механизмы позволяют единой Европе преодолевать последствия экономического кризиса?

    — Сегодня Европейский союз реализовывает ряд инициатив, которые направлены на стимулирование экономического роста объединенной Европы. Прежде всего, необходимо упомянуть анонсированный недавно президентом Франции Франсуа Олландом Пакт ответственности, целью которого является стимулирование экономического роста не только Франции, но и всей Европы. И, по мнению Франсуа Олланда, достаточно глубокая промышленная кооперация с Германией позволит не только Франции, но и всему Европейскому союзу выйти на докризисный уровень производства. Цель, по мнению, Франсуа Олланда, – Франция и вообще Европа должна производить больше, и она обладает для этого всем необходимым потенциалом.

    Прежде всего, таким потенциалом выступает развитие науки и технологий. И вот недавно Европейский союз принял рамочную программу, которая имеет название «Горизонт-2020». Цель этой программы – создание инновационно-технологической основы для стабильного роста экономики Европейского союза. У этой программы есть три приоритета. Первый приоритет – это инновационная экономика. Второй приоритет – это промышленное лидерство. И третий приоритет – решение социально значимых задач. Собственно говоря, все усилия Европейского союза сегодня направлены на то, чтобы создать вот эту инновационно-технологическую основу для качественного роста экономики. Это, прежде всего, освоение новых высоких технологий – это и нано-, биотехнологии, это обязательно технологии авиа- и космического строения, это 3D-печать. Поэтому Европа, действительно, сегодня предпринимает огромные усилия для того, чтобы преодолеть последствия кризиса.

    Необходимо также отметить, что в последнее время во всем мире, не только в Европейском союзе, увеличиваются дотации и вливания в военно-промышленный НИОКР. И Европа здесь не является таким исключением. На Саммите Европейского союза, который прошел в декабре 2013 года лидеры Европы договорились по поводу того, что они будут объединять потенциалы военно-промышленных комплексов европейских стран, прорабатывают ряд совместных проектов – прежде всего, создание спутников двойного назначения и дронов – беспилотных летательных аппаратов. Создаются консорциумы между целыми странами и крупными военно-промышленными предприятиями европейских стран для решения этой задачи. И также программа «Горизонт-2020» в том числе предполагает эту процедуру перевода военных технологий или технологий двойного назначения в гражданские, что тоже очень важно, с моей точки зрения. И я так полагаю, что это достаточно перспективные инструменты выхода из кризиса, потому что очевидно, что простым вливанием денег и созданием дополнительных кредитных пузырей финансовых кризисные тенденции не решить.

    — В продолжение этой темы. А какие инструменты и мы могли бы применить для формата Союзного государства и Таможенного союза.

    — С моей точки зрения, опыт функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства за последние три года продемонстрировал, что всего лишь простого объединения экономик и координации экономических политик не достаточно для того, чтобы сделать качественный скачок в развитии экономик трех стран. Дело в том, что тот кумулятивный, положительный эффект, который мы наблюдали в течение 2010-2012 годов, я имею в виду увеличение взаимного товарооборота, увеличение внешнего товарооборота Таможенной тройки в 2013 году, к сожалению, исчерпал себя. И это говорит о том, что необходимо создавать вот ту качественную инновационно-технологическую основу будущего Евразийского экономического союза, который бы позволял быть конкурентоспособным на мировой арене. Прежде всего, речь идет о создании производств и их локализации на территории стран будущего Евразийского экономического союза пятого-шестого технологических укладов. Иначе, если мы такие цели перед собой не ставим, мы превращаемся в достаточно перспективный рынок, на который входят мировые производители и решают свои экономические и политические задачи.

    В этом контексте, я думаю, что такие инструменты, как программа «Горизонт-2020», которую сегодня реализует Европейский союз, Пакт ответственности, который я упомянул ранее, направленный на консолидацию промышленных активов, достаточно глубокую их интеграцию, могут выступать такими примерами, на которые стоит обратить внимание в Таможенном союзе. И не секрет, что Союзное государство имеет ряд программ, направленных на научно-технологическое развитие. Безусловно, перспективным, мне кажется, является сравнение опыта Европейского союза и Союзного государства в контексте создания вот этой научно-технологической основы экономического развития. Безусловно, у Союзного государства есть определенные наработанные результаты, которые необходимо уже сегодня использовать, а, возможно, и включать в договорно-правовую базу будущего Евразийского экономического союза. Как вы знаете, в мае планируется парафирование, будем так говорить, текста договора о Евразийском экономическом союзе, и на сегодняшний день белорусская сторона достаточно активно пытается включить в текст договора положение о форматах научно-технологического сотрудничества, инновационного сотрудничества. Однако, к сожалению, наталкивается на недопонимание со стороны наших российских и казахстанских коллег по интеграции. Но, опять же повторю главную мысль, сегодня очевидно, что без вот этой качественной научно-технологической основы решить проблемы устойчивого экономического роста и модернизационные задачи экономик наших стран невозможно.

    — Арсений Владимирович, каковы перспективы воплощения в жизнь идеи создания Евразийского союза, учитывая кризис в мировой экономике?

    — Действительно, Евразийский экономический союз формируется в очень непростых глобальных условиях – это, прежде всего, кризис в мировой экономике и угроза повторения событий 2008 – 2010 годов, которые достаточно серьезно ударили по экономикам трех стран: Беларуси, России и Казахстана. И поэтому в случае повторения тенденций кризиса 2008 – 2010 годов можно ожидать, что интеграционная динамика немножко замедлится. Почему? Потому что, как правило, кризисные явления в мировой экономике сопровождаются феноменом достаточно жесткого протекционизма национальных экономик. И в условиях, когда мы формируем единое пространство четырех свобод – капитала, услуг, рабочей силы, товаров – этот протекционизм будет наносить вред интеграционной динамике. Это первый момент. Второй момент заключается в том, чтобы постепенно набирать критическую массу в Евразийском экономическом союзе. Потому что, как известно, увеличение рынков является таким способом увеличения экономического потенциала Таможенного союза. В этом контексте представляется необходимым присоединение к будущему Евразийскому экономическому союзу ряда других экономик постсоветского пространства для того, чтобы набрать ту самую критическую массу.

    Я вот в качестве примера хочу привести несколько инициатив, которые Европейский союз сейчас прорабатывает. Это, прежде всего, соглашение с Соединенными Штатами о трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве, которое предполагает снижение ряда тарифных и нетарифных барьеров взаимной торговли, упрощение таможенных процедур, бюрократических процедур. И, по мнению аналитиков, экспертов, вот это соглашение в среднесрочной перспективе позволит нарастить ВВП до 5% в год. Я имею в виду для Соединенных Штатов и Европейского союза.

    Сейчас аналогичный вопрос Европейский союз прорабатывает с зоной свободной торговли «Меркосур» По крайней мере, на Саммите ЕС Бразилии представители Европейского союза объявили о том, что они готовы работать над созданием зоны свободной торговли. И, как правило, увеличение рынка за счет создания зон свободной торговли, уменьшения различных таможенных тарифных и нетарифных барьеров является таким способом преодолевать кризисные тенденции в экономике. Поэтому, с моей точки зрения, увеличение Евразийского экономического союза в этом контексте необходимо.

    — Возможное создание Евразийского союза полностью трансформирует геополитическое пространство от Лиссабона до Владивостока. Европейский союз и Евразийский союз – это потенциальные партнеры или конкуренты?

    — Это достаточно сложный вопрос, потому что на сегодняшний день нет однозначного ответа. Если проанализировать и выступления политических элит, и тексты ведущих фабрик мысли, которые занимаются интеграционными процессами, то мы можем выделить две позиции. Первая позиция заключается в том, что Европейский союз и Евразийский союз являются конкурентами друг для друга и, прежде всего, конкурентами в зоне региона «Восточного партнерства». И ситуация в Украине, к сожалению, в какой-то степени подтверждает этот тезис, потому что эти последствия, которые мы сегодня с вами наблюдаем, кризисы политической системы и возможного дефолта Украины во многом является следствием борьбы и Европейского союза, и России за влияние в Украине. Это первая позиция.

    Вторая позиция заключается в том, что даже, несмотря на то, что существуют различные интересы, и, действительно, все согласны с конкуренцией между двумя этими интеграционными образованиями, тем не менее, сотрудничество и достаточно глубокое просто необходимо. Потому что, если его не будет, то на восточных границах Европейского союза, соответственно, и западных границах Таможенного союза постоянно будет существовать такая серая зона нестабильности и кризиса. И для того, чтобы эти кризисные тенденции преодолеть, необходимо такое полномасштабное сотрудничество по наиболее острым проблемам двухсторонней повестки дня между Россией и Европейским союзом. В частности на Саммите России и ЕС Владимир Путин предложил форму снятия этих противоречий. Он напомнил идею создания зоны свободной торговли между Европейским союзом и будущим Евразийским экономическим союзом. Да, действительно, тема достаточно перспективная, так как это позволит создать большой рынок объемом около 800 миллионов человек. Поэтому необходимо уже прорабатывать этот вопрос, даже несмотря на разногласия, которые возникли в случае с Украиной.

    Есть ряд технических сложностей. Это, прежде всего, то, что ряд членов Таможенного союза не является до сих пор членами ВТО. Я имею в виду Беларусь и Казахстан. Это с одной стороны. А с другой стороны договор об Ассоциации и Положение о создании всеобъемлющей и глубокой зоны свободной торговли с Европейским союзом противоречат вот тем режимам, которые предполагаются членством в Таможенном союзе. И пока что непонятно, каким образом решать вот эти технические противоречия и разногласия. Я думаю, что по мере вступления Беларуси и Казахстана в ВТО можно наблюдать значительное движение в решении этого вопроса. Но пока что, опять же, я хочу сказать, что эта идея общего рынка Единой зоны свободной торговли для большой Евразии, как сейчас ее стало модно называть, – это всего лишь концепция и ее необходимо очень серьезно прорабатывать для того, чтобы впоследствии реализовать.

    В частности, я хотел напомнить, что ранее Президент Беларуси Александр Лукашенко уже выступал с идеей интеграции, объединения экономического потенциала Европейского союза и будущего Евразийского экономического союза, то есть опять же создания зоны свободной торговли между двумя этими интеграционными образованиями. И я думаю, что, действительно, эта идея является достаточно перспективной особенно для Беларуси, которая хотела бы иметь хорошее отношение и с Европейским союзом, и, соответственно, с Таможенным союзом. Поэтому сейчас все будет обусловлено способностью элит Европейского союза, которые должны будут придти к власти уже в мае-сентябре 2014 года.

    Я напомню, что в мае выборы в Европейский парламент, а к осени необходимо ожидать формирование новой Европейской комиссии. И поэтому все будет зависеть от того, насколько вот эта новая Европейская комиссия сможет и будет готова к диалогу с Россией и Таможенным союзом по этим острым спорным точкам. Прежде всего, по вопросу в Украине, ну а также по другим странам Восточного партнерства.

    — Работа по созданию Евразийского союза идет на фоне глубокого внутриполитического кризиса в Украине. Как Вы считаете, какой вектор развития выберет Киев и стоит ли ему рассчитывать на сотрудничество с Евразийским союзом в случае окончательного поворота в сторону евроинтеграции?

    — К сожалению, на данный момент Украина находится в таком положении, когда очень сложно предсказать дальнейший ход событий. То есть это такая своеобразная точка бифуркации, неравновесности. И во многом внешнеполитический корпус Украины будет обусловлен тем, какое интеграционное образование сможет сейчас позволить преодолеть кризисные последствия этого глубокого политического и экономического кризиса в Украине. Как мы знаем, украинская сторона запросила у Международного сообщества помощи в размере 36 миллиардов долларов. Предполагается, что Европейский союз, МВФ каким-то образом компенсирует часть этих потребностей с новых кредитов или же реструктуризации старых долгов Украины. Однако на фоне кризисных тенденций в мировой экономике и возможности повторения ситуации 2008 – 2010 годов, к тому же есть еще и политический момент – нынешняя Еврокомиссия уже через несколько месяцев сложит свой мандат. Это значит, что вряд ли она готова сейчас принимать какие-то значимые решения по украинскому вопросу. И, с моей точки зрения, до осени как минимум вопрос с экономической помощью будет подвешен. Более того, вся ситуация осложняется тем, что события, которые сегодня происходят в Киеве, в Украине связаны с формированием новой власти и вызывают большие вопросы с точки зрения легитимности. И я думаю, что мировые игроки до тех пор, пока не сформируется новое правительство договороспособное, легитимное, не рискнут выделять финансовую помощь, потому что пока они не могут получить никаких гарантий. И вот, как только будет сформировано легитимное правительство в Украине, а мне кажется, что процесс этот закончится к осени 2014 года, можно будет говорить о том, чтобы выделять финансовую помощь. Но, опять же, с учетом того, что надвигается вторая волна кризиса, с учетом того, что до сих пор наблюдаются кризисные явления в экономиках стран Европейского союза, я не думаю, что Европейский союз действительно готов оказать сегодня такую беспрецедентную поддержку украинской экономике. И здесь, безусловно, основные надежды на то, что российская сторона поможет преодолеть эти кризисные тенденции в экономике Украины.

    Но, опять же, мы видим, что российская сторона не спешит сейчас с принятием решения окончательного. Она наблюдает, присматривается, и это обусловлено тем, что не совсем понятны процессы, которые происходят в Украине, непонятна легитимность властей, которые сейчас формируются. И я думаю, что осенью уже можно будет сказать что-то более конкретное. Но еще раз повторю, мне кажется, что российская сторона, безусловно, сыграет решающую роль в решении экономического кризиса в Украине. И я думаю, что в какой-то степени это также обусловит движение Украины в сторону будущего Евразийского экономического союза.

    Что касается варианта в случае, если украинские власти решают продолжить свой курс на евроинтеграцию, то я хотел бы здесь обратиться к статье, которая недавно была опубликована в блоге очень авторитетной американской фабрики мысли, как RAND Corporation. Смысл статьи заключался в том, что Россия может получить достаточно неплохие экономические выгоды от Ассоциации Украины с Европейским союзом и создания, соответственно, зоны свободной торговли между ЕС и Украиной. Потому что, по мнению аналитиков, за счет вот этого, в том числе, может увеличиться и товарооборот между Россией и Европейским союзом через Украину. И мне кажется, что политической элите Российской Федерации, в том числе, нужно просчитать этот вариант. И в случае, если же политическая элита Украины качнется в сторону Европейского союза после выборов, необходимо будет использовать все возможности и все положительные эффекты от такого движения Украины в сторону Европейского союза.

    Беседовал: Новиков Дмитрий

    Фото и видео: Таяновский Владимир