проекты союзного государства
Меню

    Online-брифинг

    11:35, 15 марта

    ON-LINE видеобрифинг: «Здоровое питание: выбор современного потребителя»

    • На вопросы корреспондента портала www.soyuz.by ответила председатель ОО «Белорусское общество защиты потребителей» Анна Владимировна Суша.

    Портал Soyuz.by совместно с Национальным пресс-центром Республики Беларусь провел интернет-видеобрифинг, приуроченный к Всемирному дню защиты прав потребителей. Сегодня у нас в гостях председатель ОО «Белорусское общество защиты потребителей» Анна Владимировна Суша.

    - Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. Расскажите подробнее о мероприятиях, приуроченных к этой дате в Беларуси.

    - Всемирный день защиты прав потребителей отмечается во всем мире, начиная с 1983 года, а в Беларуси День потребителя утвержден в качестве государственного праздника с 2000 года. Таким образом, 15 марта в Беларуси отмечаются два праздника: День Конституции и День потребителя. Все мероприятия - это каждодневный кропотливый труд членов нашей организации, организационных структур по информированию, консультированию, представлению интересов потребителя. Однако, нельзя говорить, что все основные мероприятия пройдут именно 15 марта, поскольку это длительные мероприятия.

    В рамках празднования Всемирного дня защиты прав потребителей мы планируем мероприятия с Научно-практическим центром гигиены, а также совместно с Белорусским государственным институтом стандартизации и сертификации, который присваивает знак «натуральный продукт» и выдает сертификат. Мы подготовили небольшой ролик социальной рекламы. Как государственный орган, эта организация может выступить заявителем на трансляцию этого ролика на экранах. Несколько лет назад этим роликом очень заинтересовались, он транслировался на экранах в метро, на вокзале, в ЦУМе. Все эти мероприятия планируются в течение года. Однако, например, Кобринская организация прислала свой отдельный план о том, как они будут отмечать Всемирный день защиты прав потребителей. Это, прежде всего, общение со СМИ, ведь это тот институт, который расскажет не только о нашей деятельности, но и привлечет внимание потребителей к их правам и обязанностям. Подобными мероприятиями занимаются и другие наши организационные структуры, которых в стране насчитывается сорок четыре.

    - Один из девизов дня защиты прав потребителей - «Исключить антибиотики из меню» - был выбран неслучайно. Использование этих веществ достигает опасно высокого уровня по всему миру. Насколько острой является эта проблема для Беларуси?

    - Девиз «Исключить антибиотики из меню» провозгласила Всемирная организация прав потребителей (Consumers International). Мы изготовили маленький лифлет на эту тему. Действительно, это большая проблема, поскольку антибиотики присутствуют во всех продуктах питания, и может настать момент, когда в случае опасного заболевания, антибиотики не будут иметь необходимой силы, чтобы лечить людей. Однако, сегодня для Беларуси эта проблема не представляет такой опасности.

    - В закон «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 года будут внесены дополнения и изменения. Расскажите подробнее об этих изменениях. Как они отразятся на положении белорусских потребителей? Какое участие в разработке этого вопроса принимает Белорусское общество защиты потребителей?

    - Любые изменения и дополнения в закон «О защите прав потребителей» преследуют цель улучшения прав потребителей. Я не думаю, что очередные изменения могут ухудшить положение потребителя.

    Мы направили в Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь свои предложения, в которых отражены следующие основные моменты. Настало время внести в 7-ую статью «Информация о товарах» закона «О защите прав потребителей» данные об энергоэффективности товаров, в частности, сложнобытовых и сложнотехнических товаров.

    Следующее предложение касается практики, когда суды необоснованно уменьшают размер неустойки. По закону это 1% за каждый просроченный день, когда на момент судебного разбирательства оказывается, что это даже ниже стоимости товаров.

    Поскольку мы являемся организацией, которая защищает экономические права потребителей, мы внесли предложение по оказанию помощи потребителям на возмездной основе. В предыдущей редакции закона это положение ушло. Главный аргумент – мы можем создавать коммерческие структуры, однако, как показала практика, создание коммерческих структур, - это путь в никуда. Создание таких коммерческих структур с законом «О защите прав потребителей» никак не связано. Если анализировать цифры, которые нам поступают в возмещение наших затрат, то можно заметить, что наши затраты не возмещаются. Наши 10%, которые должны приходить по штрафам, не в полной мере приходят. Но вместе с тем, мы пополняем местные бюджеты. И суммы значительные. Так, судами вынесены решения на 2,4 миллиарда белорусских рублей по республике, из которых около 1,5 миллиарда белорусских рублей пополнят бюджет г.Минска. И если общественное объединение зарабатывает деньги, то наше предложение заключается в том, чтобы 50% от суммы поступало государству, а 50% - в бюджет организации, которая представляла интересы потребителя.

    Насколько мне известно, Министерство торговли предлагает для покупок, совершенных в интернет-магазине, ввести «период охлаждения» на семидневный срок после приобретения товара. Сегодня привезли товар в квартиру, оставили у порога, на лестнице, и потребитель иной раз не видит, каков товар в использовании. Это очень хороший шаг, надеюсь, что эта норма пройдет.

    - 1 января 2015 году вступил в силу договор о создании Евразийского экономического союза. Сегодня, когда прошло чуть более года, можно подвести некоторые итоги. Как изменились условия работы с потребителями в рамках нового интеграционного образования?

    - Мы не участвуем в мероприятиях в рамках этого соглашения, так как проведение мероприятий требует финансирования. Насколько я знаю, в бюджете этого образования общественные объединения, в том числе и Союз потребителей Российской Федерации, не участвуют. Поэтому ощутить это на своей деятельности мы пока не можем. Вместе с тем хочу сказать, что те судебные решения, которые были вынесены на территории Беларуси, исполняются на территории Российской Федерации. Это иски, предъявленные российским производителям, чьи товары были приобретены в Беларуси. Если товар был некачественным, то вынесено решение. Там уже работают судебные приставы и эти решения исполняются.

    - Основным экономическим партнером Беларуси является Россия, с которой у нашей страны установлены тесные торговые связи. Именно поэтому вопросы защиты прав потребителей в рамках Союзного государства не теряют своей актуальности. Расскажите подробнее о своем сотрудничестве с Союзом потребителей Российской Федерации.

    - Это давнее и тесное сотрудничество. Весной 2014 года в Москве было заключено соглашение о партнерстве с Союзом потребителей Российской Федерации. Мы тесно сотрудничаем, но пока только в порядке обмена информацией, потому что для каких-то практических шагов требуются финансы.

    Стоит отметить, что Союз потребителей Российской Федерации и Белорусское общество защиты потребителей являются членами Конфедерации Обществ Потребителей (КонфОП), созданной на территории постсоветского пространства. Мы также взаимодействуем в рамках этого объединения.

    Конфедерация Обществ Потребителей определяет направление деятельности в области потребительского образования, здорового образа жизни, финансовой грамотности потребителей и др.

    - Международная организация гражданской авиации с 1 апреля 2016 года запретит перевозку литий-ионных аккумуляторов в багаже на пассажирских воздушных судах. Ограничения являются обязательными для всех стран-участниц этой организации, включая Россию и Беларусь. В Национальном союзе защиты прав потребителей России уже раскритиковали нововведение. А как к данной проблеме относятся в Беларуси?

    - Это право Национального союза защиты прав потребителей России, их точка зрения. Мы всегда трепетно относимся к безопасности людей, потребителей, пассажиров. К сожалению, я не видела этой информации. Это их мнение и мы его поддерживать не будем.

    - Среди населения сегодня растет спрос на экологически чистые продукты. Можно ли доверять производителям, которые пишут на этикетках определения «натуральный, безопасный», стоит ли переплачивать за такие товары и как проверить их принадлежность к категории экологически чистой продукции?

    - В свое время мы изучали этот вопрос и увидели, что стоимость экологически безопасных продуктов немногим выше, чем стоимость других продуктов. В Беларуси есть такие продукты: козье молоко, органические овощи и др., но сейчас это лишь декларирование о том, что экологически безопасный продукт. Существует ТКП «Натуральный продукт». Я являюсь членом комиссии Госстандарта в качестве наблюдателя и вижу, как трепетно и скрупулезно изучаются документы, которые поступили на получение такого сертификата «Натуральный продукт». Что касается органической продукции, то Госстандарт и другие заинтересованные организации подготовили документ «О производстве и обращении органической продукции». Этот документ поступил в Совет министров и будет принят в качестве закона. Тогда можно будет говорить, что есть контролирующий орган, который будет отслеживать, что является органическим продуктом, а что нет.

    - Как Вы оцениваете «потребительскую» грамотность белорусов сегодня? Насколько наши граждане осведомлены о своих правах и компетентно ли действуют в спорных ситуациях? Что предпринимается для того, чтобы люди заранее знали свои права потребителей, понимали, как надо поступить в том или ином случае?

    - Это очень хороший вопрос. Сколько не будет приниматься законов и других нормативных актов в защиту потребителей, если сам потребитель не будет себя образовывать, не будет интересоваться информацией, все это будет в запущенном состоянии.

    В 1994 году вступил в силу первый Закон «О защите прав потребителей». На тот момент, по сравнению с другими законами, это был очень конкретный закон, без отсылочных статей. Вместе с этим законам, как специалист, росла и я, поскольку с 1994 года работаю в организации. Я вижу, как потребители знали свои права тогда и сейчас. Сегодня звонки поступают в основном потребителей, которые знают, что их права нарушены, но не знают, как сформулировать, чтобы обращение возымело действие, и если претензия неудовлетворенна, то как с иском идти в суд.

    Как говорят наши юристы, человек не может быть осведомлен во всех областях: IT-технологий, потребительской грамотности, медицины и так далее, поэтому нужно доверять специалистам. Тем не менее, мы сделали первые шаги. С 2000 года мы разработали учебное пособие «Основы потребительских знаний», это уже четвертое издание, разработаны методические рекомендации. Министерство образования допустило данный предмет в качестве факультативного курса для общеобразовательных школ. Раз в неделю в школах по выбору осуществляется его преподавание. Есть колледжи, которые заинтересованы в распространении потребительской грамотности.

    В одном из институтов в рамках гражданского права читается спецкурс «Основы потребительских знаний». В рамках этого курса мы готовим педагогов через семинары, конференции, тренинги. Проводим с детьми поощряющие конкурсы, конкурс творческих работа и др. Недавно прошел конкурс плакатов на тему защиты своих персональных данных. Я считаю, что в этом вопросе мы делаем достаточно много для того, чтобы потребитель был образован в вопросах защиты прав потребителей.

    Беседовал Скворчевский Дмитрий

    Видео: Таяновский Владимир