проекты союзного государства
Меню

    Online-брифинг

    11:36, 06 мая

    ONLINE-видеобрифинг «День Победы в культуре памяти белорусского общества»

    • На наши вопросы ответили профессор кафедры истории Беларуси нового и новейшего времени исторического факультета БГУ Владимир Коршук и доцент кафедры истории России исторического факультета БГУ Галина Болсун

    Здравствуйте! Портал soyuz.by совместно с Национальным пресс-центром Республики Беларусь провел ONLINE-видеобрифинг «День Победы в культуре памяти белорусского общества». И сегодня на наши вопросы согласились ответить доктор исторических наук, профессор кафедры истории Беларуси нового и новейшего времени исторического факультета БГУ Владимир Константинович Коршук и кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России исторического факультета БГУ Галина Александровна Болсун.

    – Традиционно 9 мая отмечается День Победы. Часто ли мы задумываемся над тем, какова была цена этой Победы? Именно поэтому нашу беседу хотелось бы начать с воспоминаний очевидца тех событий.

    Владимир Константинович:Мы должны помнить, что война – это время больших и трагических потрясений, которые прошли через судьбы миллионов людей. Эти потрясения оставили неизгладимую рану в памяти людей. Война стала бедой, трагедией, которая ломала человеческие судьбы, неизлечимо ранила души людей. У многих, в том числе и у меня, она исковеркала детство, юность, зрелость. И кто бы ни начинал войну, воюют солдаты, умирают или выживают солдаты. Вот об этом мы должны думать, когда ежегодно празднуем День Победы. Солдаты. Солдаты любых стран, солдаты нашей страны гибли, дабы принести Победу.

    Фашизм уничтожал людей разными способами: расстрелами, виселицами, голодом, сжиганием в крематориях. Фашизм – это колоссальная машина смерти и убийств, жестокость была неизмеримой, мировоззрение, извращенное до крайности. Я хотел бы сегодня напомнить, что в Минске впервые в годы Великой Отечественной войны 26 октября 1941 года на различных улицах гитлеровцы повесили 12 человек. И когда мы говорим о Победе, прежде всего я бы хотел поставить вопрос: «Почему возможна была эта идеология? Почему немецкие солдаты, почему гражданин Германии делал то, что делал?». Притом, что ведь ни Гитлер, ни Геббельс, а, я подчеркиваю, миллионы немцев убивали, жгли, разоряли, считая нас недочеловеками. В этой связи, сегодня, когда в мире все больше и больше пахнет порохом, наверное, мы должны глубже изучать истоки фашизма, глубже изучать причины, которые ведут нас к страшным катастрофам.

    Победа… Победа – это неизгладимое впечатление после того, что перенес человек, это неизгладимое чувство после того, что видел человек, уверенность в завтрашнем дне. Вы знаете, я, когда был мальчишкой, услышал о том, что пришел День Победы – это было часов в 12 дня 9 мая, а мне было всего только 10 лет, я только думал: «А что же будут делать люди теперь после войны?».

    То есть я как «пацан», вообще не представлял, что есть другая жизнь, потому что видел смерть, видел разоренный Брест, видел расстрел своей матери, мне пришлось видеть и быть какое-то время в партизанском отряде. Знаете, все это прошло через душу, все это ранило и когда сегодня мне говорят: «Вспомни о Победе», я думаю о том, что Победа – это сердце человека.

    Победа – это сердце, которое смогло выдержать, сердце, которое смогло погибнуть, дабы другие жили и праздновали этот день. Я бы сказал, что, наверное, это самое святое, что должно быть для нас, самое святое для тех поколений, которые будут жить, для тех людей, для тех ветеранов, которые остались, а их ведь немного: на 1 января текущего года в Беларуси 14,5 тысячи ветеранов. Но это не только их праздник, это праздник и наш.

    Вас интересовала проблема парада? Я вам должен сказать, что в советское время парад привносил какую-то гордость, какое-то мужество и уверенность, ведь кроме парада Победы 1945 года, у нас был и парад надежды. Почему-то о нем мы мало говорим. Это парад, который был проведен 7 ноября 1941 года, и гитлеровцы в бинокли видели окрестности Москвы. Гитлер привез праздничные мундиры в Можайск, а на Красной Площади был парад. Это был парад веры и надежды и, когда мы говорим сегодня о Победе и параде, то мы должны чувствовать, что это вселяло уверенность. Советские солдаты пошли в бой и, не только благодаря Победе, а благодаря мужеству, выиграли.

    Сегодня говоря о победах и поражениях, я бы хотел вспомнить, что несколько лет назад было замечательное явление, когда Знамя Победы из Москвы провезли по городам-героям, провезли из Москвы в Минск, Киев, потом вернули назад. Это было святое, и эту святость надо уважать.


    – Расскажите, пожалуйста, об истоках празднования Дня Победы. Как советский народ встретил 9 мая 1945 года?

    Владимир Константинович: Вы знаете, это сложный вопрос. Дело в том, что до середины дня 9 мая, большинство людей не знали о том, что пришел День Победы. Я поинтересовался тем, что есть в архивах на эту тему. Оказывается, ничего. В архивах нет ничего, потому что к 9 мая 1945 года не были готовы, хотя и знали, что вот-вот придет победа. Многие вышли на работу, и в полдень было объявлено о победе. Люди подбрасывали друг друга в воздух, бросали шапки, те, у кого было оружие, стреляли в воздух. А я мальчишка думал: «А что будет дальше? Чем будем заниматься?». И только во второй половине дня на улицах Минска появились плакаты, листовки, где граждан Минска поздравляли с Днем Победы.


    – А как изменилось торжественное празднование Дня Победы за эти годы?

    Галина Александровна: О праздновании 9 мая мы можем говорить по воспоминаниям фронтовиков и тех, кто жил тогда. Писатель-фронтовик Виктор Некрасов писал тогда, что «мы плакали, целовались, стреляли в воздух и бежали за водкой. И мы опять плакали, и опять целовались». Это действительно было какое-то всенародное ликование.

    Это был праздник сквозь слезы, потому что слишком высокой была цена, которую советский народ заплатил за эту Победу, ведь воевала вся страна. Неслучайно Булат Окуджава писал: «Все маршалы, все рядовые и общая участь на всех». Воевала вся страна и каждый, как мог, участвовал в приближении этого дня. Люди не верили, что война закончилось. Все поздравляли друг друга, но ощущение этой трагедии еще долгое время не оставляло людей.

    Тем не менее, 8 мая 1945 был подписан указ Президиума Верховного Совета СССР «Об объявлении 9 мая Днем Победы над нацистской Германией».

    Спустя некоторое время, 22 июня 1945 года Сталин подписан указ №370 «О проведении парада Победы на Красной площади в Москве». Парад состоялся 24 июня 1945 года. Командовал парадом маршал Рокоссовский, принимал парад маршал Жуков, более 40 тыс. солдат и офицеров прошли по Красной площади. Завершался парад сожжением немецких знамен и штандартов.

    Следующий парад прошел в Москве на Красной площади только 9 мая 1965 года. Существуют разные версии о том, почему парад не проводился 20 лет. Я могу высказать свою точку зрения. Я полагаю, что в народном сознании этот день все равно воспринимался как трагедия, потому что 26 млн. 600 тысяч унесла война – эта официальная статистика, которая принята на сегодня. На мой взгляд, атмосферу того дня прекрасно описал советский поэт Илья Эренбург, которое было датировано 1945 годом:

    Где шаг ступи — и горе, горе, горе,

    Я ждал ее, как можно ждать любя,

    Я знал ее, как можно знать себя,

    Я звал ее в крови, в грязи, в печали.

    И час настал — закончилась война.

    Я шел домой. Навстречу шла она.

    И мы друг друга не узнали.

    И вот финальная часть этого стихотворения:

    Все сто столиц кричали вдалеке,

    В ладоши хлопали и танцевали.

    И только в тихом русском городке

    Две женщины как мертвые молчали.

    Трагическая составляющая тогда брала верх над героической.

    Если двигаться в ретроспективе времени с 1945 года по современность, военный парад был составной частью парада на Красной Площади. В 1945 году авиационного парада не было, потому что была плохая погода, шел дождь, и было принято решение об отмене этой части. С 1991 по 1994 годы парады вообще не проводились. Если говорить об историческом параде 24 июня 1945 года, особенностью стало то, что Сталин не обратился к народу с речью, а выступил Георгий Константинович Жуков. Кроме того, во время парада 1945 года не было объявлено минуты молчания, которая позднее вошла в традицию. Сегодня стало традиционным обращение главы государства и минута молчания.


    – В Беларуси в государственном календаре наряду с Днем Победы также отмечается День освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Можно ли говорить, что для Беларуси День освобождения является более значимым памятным днём, чем День Победы?

    Галина Александровна: Мне кажется, что неправомерно ставить вопрос в таком ключе. Освобождение Беларуси от фашизма и освобождение Минска, 3 июля 1945 года и 9 мая 1945 года – это все звенья одной цепи. Без операции «Багратион», без освобождения Беларуси от фашизма не было бы Дня Победы, поэтому, на мой взгляд, неправомерно сравнивать эти даты. Это разные события, у них разная значимость

    Если говорить о Беларуси, то конечно, здесь особое восприятие этого дня, потому что война своим «кровавым катком» по территории нашей страны прошла дважды. Первый раз летом 1941 года, когда немецкие войска рвались на Восток, второй раз летом 1944 года, когда республику освобождали. Тем не менее, ожидание освобождения вселяло праздник. Для белорусов это особый праздник, поскольку те несколько лет оккупации и ужасы, которые творились в годы оккупации, закончились. Поэтому население встречало Красную Армию как освободительницу и в национальном сознании белорусов этот праздник сохранится навсегда.

    Противопоставлять праздники друг с другом, говорить о том, какой из них более значимый, на мой взгляд, некорректно и, с точки зрения исторической объективности, неправомерно, поскольку это два звена одной цепи.


    – Какое значение этот праздник имеет уже в современном белорусском обществе?

    Галина Александровна: Есть такое понятие - горячая историческая память. Речь идет о том поколении, которое является непосредственным свидетелем исторических событий. Спросите каждого советского человека, людей которым сейчас за пятьдесят, шестьдесят, семьдесят: откуда они знают историю войны? Они вряд ли вам скажут, потому что история войны органично вошла в их историческую память. И даже я, вспоминаю себя, когда была ребенком: именами героев были названы наши пионерские дружины, наши школы. К нам в школу приходили фронтовики, мы читали множество книг о войне, смотрели множество художественных фильмов. Фронтовиков было много, поэтому история войны органично вошла в память послевоенного поколения.

    Сегодня, если говорить о молодежи, перед нами иное поколение. К счастью, у них молодые дедушки и бабушки, к счастью их отцы не воевали. Поэтому они, зачастую, сегодня черпают знания из интернета. Также образ войны формируется на основании художественных кинофильмов, что дает не совсем верное представление о войне. Поэтому, конечно, отрадно отметить, что в Беларуси сегодня такое значение уделяется и празднованию 3 июля – Дню освобождения - и празднованию 9 мая. Хорошо, что в традиционном национальном самосознании, в исторической памяти белорусов, 9 мая по-прежнему занимает огромное место. Это на мой взгляд имеет принципиальное значение и для формирования патриотизма подрастающего поколения. Это составляющая часть национальной идеологии, которая сплотила нацию, потому что это стало нашей общей Победой, Победой всего советского народа, и вклад в эту Победу, конечно, внесла Беларусь.

    Поэтому сохранение исторической памяти о той войне, проведение праздничных мероприятий, которые мы сегодня наблюдаем: это и шествие ветеранов, и возложение цветов к вечному огню, и военный парад, и традиционное обращение Президента к своему народу, на мой взгляд, все это имеет исключительное значение для формирования памяти о войне. Это долг потомков перед теми, кто не дожил до этого светлого Дня Победы.


    Беседовала Шершнева Алеся

    Видео: Таяновский Владимир