проекты союзного государства
Меню

    Online-брифинг

    13:00, 06 июня

    ONLINE-видеобрифинг «Национальный театр оперы и балета: итоги театрального сезона и перспективы»

    • На наши вопросы ответил Генеральный директор Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь Владимир Павлович Гридюшко.

    Портал soyuz.by совместно с Национальным пресс-центром Республики Беларусь провел ONLINE-видеобрифинг «Большой театр Беларуси. Итоги театрального сезона и перспективы». И сегодня мы в гостях у Генерального директора Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь Владимира Павловича Гридюшко.

    Владимир Павлович, совсем скоро завершится очередной театральный сезон. Что нас еще ожидает? Возможно, можно подвести какие-то предварительные итоги уже сейчас?

    – Мы вскоре завершаем театральный сезон несколькими грандиозными проектами.

    Первый – Дни открытых дверей в Большом театре. Мы уже второй год подряд проводим такой день. 25 мая отмечается день рождения театра. В 1933 году он был открыты оперой «Кармен». Здесь мы старались поработать в прошлогоднем формате, немного расширив его. Люди не только прошли по закулисью, по всем интерьерам театра и вспомогательным помещениям. Они увидели, как работают гримёры и костюмерный цех, смогли пообщаться с художественными руководителями театра, посмотреть мастер-классы, репетиции и оперы, и балета. На мероприятие пришли более четырех тысяч человек, не считая вечернего спектакля «Кармен», где, безусловно, тоже был аншлаг.

    Впереди нас ожидает Балетное лето в Большом театре, которая откроется премьерой – Полад Бюльбюль оглы «Любовь и смерть».

    После этого пройдет наш традиционный фестиваль, который проводится уже в седьмой раз, – «Вечера Большого театра в замке Радзивиллов». 28 июня мы завершаем театральный сезон, труппа уходит на каникулы и приступит к очередному театральному сезону уже в сентябре.


    Многие мировые театры организуют онлайн-трансляции своих спектаклей. Почему Большой театр не включился в мировой процесс?

    – Мы работаем, прежде всего, исходя из того, какой интерес существует у зрителя. В Беларуси не так много жителей, не так много поклонников оперного искусства, да и страна не такая большая, как, например, Россия.

    Мы стремимся к тому, чтобы зритель мог вживую увидеть наши спектакли. Из каждой области есть возможность приехать сюда. И всегда, особенно в выходные дни, здесь полно автобусов с номерами областных центров.

    Для того, чтобы театр был более доступен, мы создали филиальные площадки в областных центрах, куда ездим раз в месяц и показываем спектакли.

    Смотреть и слушать оперу на экранах телевизоров или в кинозалах – совершенно не тот формат. У меня в кабинете есть прямая трансляция с каждого спектакля, я могу здесь смотреть, но не делаю этого, потому что не получу того удовольствия, которое могу получить в зрительном зале. Там совершенно другой эффект, обстановка.

    Возможно, мы когда-то и придем к понимаю, что важно дать возможность смотреть оперу всем, но я не уверен, что люди пойдут в кинотеатры для этого. Я реально знаю потребности и интересы зрителей и могу оценивать эту ситуацию. Например, показали в кинотеатре «Москва» спектакль Пермского или Самарского театра. Интерес к этому событию объясняется тем, что Самарский театр не часто к нам приезжает. Поэтому людям было интересно посмотреть.

    Однако, если делать выбор между спектаклем, который идет в Большом театре или в кинотеатре, то, конечно, люди с большим удовольствием придут в театр, послушать оперу или посмотреть балет, нежели пойдут в кинотеатр.

    Кроме того, пока мы собственно не готовы к этому, не только морально, но и технически. Это большие, колоссальнейшие затраты. В трансляциях должен быть не только наш интерес, но и интерес телевидения. Это не такое дешевое оборудование, как кажется на первый взгляд.


    А какая программа ожидает зрителей Балетного лета в Большом?

    – Мы уже четвертый год подряд проводим этот фестиваль, хот когда-то начинали его как разовый проект.

    В этом году мы открываем его премьерой балета Полада Бюльбюль оглы «Любовь и смерть». Два премьерных показа состоится 11 и 12 июня.

    Потом мы покажем «Лебединое озеро». Прима Большого театра России Екатерина Борченко будет танцевать вместе с нашими солистами. Также покажем «Маленькую смерть», в купе с другим балетом Иржи Килиана. Ну и «Маленький принц». Это пока еще тоже премьерный спектакль. Он пользуется большой популярностью у зрителя.

    Традиционно пройдет и гала-концерт, где будут представлены солисты порядка 10 стран. «Звезды мирового балета» – так можно назвать этот концерт.


    Традиционно Большой театр проводит удивительный фестиваль в Несвиже. Давайте поговорим немножко о том, какие премьеры ожидают зрителя в этом году.

    – Мы традиционно готовим Вечер оперы, Вечер балета и гала-концерт звезд Большого театра Беларуси. Мы покажем оперу «Иоланта», покажем балет «Дон Кихот» и гала-концерт.

    Кроме того, есть еще малые формы. Например, в костеле «Концерт произведений эпохи барокко» наша струнная группа исполнит с хором. Есть в камерных залах два небольших концерта: «Песни кино» и небольшая концертная программа «Тенора против басов».

    Вот те 6 мероприятий, которые пройдут в рамках фестиваля. Мы проводим его семь лет подряд и пока не собираемся прекращать. Он радует зрителей, радует нас, радует артистов. Люди приезжают со всех уголков Беларуси.


    Фестиваль в Несвиже дарит зрителям яркие эмоции и, возможно, даже вдохновляет их на творчество. А чего от этого праздника ждут артисты?

    – Артисты всегда ждут вдохновенной работы, грома аплодисментов и зрительских симпатий. Чего еще могут ждать артисты?


    Осенью театр оперы и балета откроет новый сезон. Что интересного ждет зрителей? Какие сюрпризы вы готовите своей аудитории?

    – Сюрпризов там будет достаточно. Во-первых, сезон мы открываем оперой Моцарта «Свадьба Фигаро» в постановке известного российского режиссера-постановщика М.Кислярова. Он работает главным режиссером в театре имени Покровского.

    После этого мы представим премьеру Гран-па из балета «Пахита». Кроме того, мы работаем над «Турской», готовим новую версию этого спектакля.

    Есть еще новый спектакль «Волшебная флейта» Моцарта, в постановке известного немецкого дирижёра Х.-Й.Фрая и дирижёра-постановщика М.Майрхофера. Кстати, этот дуэт ставил у нас спектакль «Летучий голландец» Вагнера. Этот спектакль был признан лучшим на Национальной театральной премии и получил соответствующие статусы и награды.

    Закончим театральный сезон премьерой балета «Орр и Ора», это тоже произойдет в десятых числах июня уже следующего года. Будут и другие постановки. Мы исходим из того, что, если спектакль идет уже достаточное количество лет и интерес зрителя к нему начинает ослабевать, начинаем думать над его новой версией. Мы понимаем, что свой век завершила «Тоска», поэтому должна появится новая «Тоска». Это произойдет примерно в феврале следующего года.

    Аналогичным образом поступили со спектаклем «Турандот». Не так давно была премьера года. Эта была премьера без финала, поэтому мы пересмотрели свой взгляд на этот спектакль и завершили его так, как он идет во многих театрах мира, с финальным дуэтом Турандот и Калафа. Пришлось поменять концепцию второго действия и сделать это весной уходящего театрального сезона. Или, например, мы чувствуем, что «Сибирский цирюльник» уже тоже начинает терять зрительский интерес, поэтому делаем новую редакцию.

    Когда-то было такое, что в репертуаре театра спектакли были по 30-40 лет. На мой взгляд, в этом нет ничего хорошего, поэтому мы за последние 6 лет поставили порядка 60 премьерных спектаклей. Конечно, это колоссальнейший труд, но мы были вынуждены это делать. Сейчас обновили репертуар и теперь можем в нормальном ритме делать по 5-6 постановок в год. Этого вполне достаточно, чтобы реализовывать те проекты, которые есть.

    Безусловно, национальная тематика будет присутствовать в следующем театральном сезоне. Мы сейчас работаем над новым национальным балетом на музыку композитора Кузнецова. Балет будет называться «Анастасия». Вы помните, был фильм «Анастасия Слуцкая» сценариста Анатолия Делендика? Он у нас выступает автором либретто.

    Национальной тематике мы уделяли, уделяем и будем уделять внимание.


    Владимир Павлович, и в завершение хотелось бы задать несколько философский вопрос. В этом году Большой тетр Беларуси отпраздновал свой восемьдесят третий день рождения. За эти годы он прошел долгий путь развития и стал визитной карточкой нашей страны. Что, на Ваш взгляд, можно назвать главным достижением минувших десятилетий?

    – Вы абсолютно правильно сказали, что театр стал визитной карточкой нашей страны. Как в своем поздравлении отметил Президент А.Г.Лукашенко, наш театр – это национальная гордость, национальное достояние, один из символов суверенитета независимости нашего государства. Эти слова – важная оценка деятельности Большого театра Беларуси.

    Безусловно, мы можем гордиться творческим потенциалом. Он невероятно значителен: это люди, которые работают в театре, которые служат театру и искусству. Думаю, что ни один театр может позавидовать нам, в том насколько высок профессиональный уровень и мастерство наших артистов. Это дорогого стоит.

    Сегодня мы осваиваем величайшие площадки мира в крупнейших городах Европы. И везде наши артисты показывают высочайшее мастерство.

    Безусловно, итоги реставрации – это тоже весьма знаковое событие. То, что мы сделали благодаря нашему Президенту, тоже дорогого стоит. Мы получили колоссальнейший театр во всех отношениях. Сразу после реставрации я говорил, что равных по уровню технической оснащенности нашему театру в мире нет. После уже реставрировались и другие театры, но мы по-прежнему являемся высочайшими в рейтинге.

    Знаковым для нас является еще и то, что благодаря опять же нашему Президенту, мы вернули свой правовой статус. Ведь по сути своей в Беларуси с 1992 года не было Большого театра, как единого целого механизма. Его развалили на три юридических лица, независимых друг от друга. Был театр оперы, театр балета и творческое объединение, куда входил симфонический оркестр и постановочные службы. Все они находились в одном здании, но друг с другом юридически связаны не были.

    В 2009 года театр вернул былой статус. Тогда был подписан соответствующий указ Президента, и мы по-прежнему являемся Большим театром Беларуси – таким, каким он стал еще в 1940 году.

    Сегодня можно гордиться театром, коллективом и репертуаром. Мы имеем сегодня 80 наименований спектаклей оперы и балета. У нас есть абсолютно все и зарубежная классика и самые знаковые названия русской классики и, безусловно, национальная классика.

    Много есть и наград у нашего театра: за последние 6 лет 60 человек удостоены званий «Заслуженный артист», «Народный артист» и медалей «Франциска Скорины». Буквально на днях был подписан указ Президента: еще две наши солистки – Елена Сало и Оксана Якушевич – удостоены звания «Заслуженной артистки Республики Беларусь».

    Далеко не везде, пожалуй, в России, может еще одна, две республики найдутся где эти звания сохранились. Этого нет нигде, но для любого артиста это важно.


    Беседовала Шершнева Алеся

    Видео: Таяновский Владимир