проекты союзного государства
Меню

    Online-брифинг

    17:36, 07 сентября

    ONLINE-видеобрифинг «Новый театральный сезон в «Республиканском театре белорусской драматургии»

    • На наши вопросы согласился ответить директор ГУ «Заслуженный коллектив Республики Беларусь «Республиканский театр белорусской драматургии» Владимир Михайлович Карачевский
    Портал soyuz.by совместно с Национальным пресс-центром Республики Беларусь провел ONLINE-видеобрифинг «Новый театральный сезон в «Республиканском театре белорусской драматургии». На наши вопросы согласился ответить директор ГУ «Заслуженный коллектив Республики Беларусь «Республиканский театр белорусской драматургии» Владимир Михайлович Карачевский.

    Владимир Михайлович, театр начинает новый год. Могли бы Вы подвести итоги прошлого сезона. Чего удалось достичь?

    – Я бы сказал, что XXIV сезон – это сезон, который предварял нынешний XXV сезон. Это был сезон, в котором мы подводили итоги деятельности не только за год или за два, но и за 25 лет: смотрели чего мы добились, анализировали, поднимали архивы и изучали, что у нас происходило за это время, можно сказать, что изучали даже историю и, наверное, презентовали себя более широко, показывали свои силы и возможности. Мы о себе заявляем не только как один из многочисленных репертуарных театров, но и как театр, у которого есть свое лицо, особенности и специфика, потому что театр белорусской драматургии создавался как экспериментальная площадка, на которой могли заниматься творчеством молодые драматурги, режиссеры, площадка, на которой обязательно должен звучать белорусский язык.

    Можно сказать, что театр является носителем, хранителем и, наверное, созидателем, потому что мы здесь не только ставим пьесы, мы их и создаем. Если оглянуться в прошлое, то через площадку нашего театра, через центры белорусской драматургии прошли все белорусские драматурги последнего поколения, которых знают не только в нашей стране, но и за рубежом.

    Конечно же, в прошлом году мы провели агрессивную пиар-компанию по продвижению нашего театра. Мы на этом не останавливаемся. В этом году мы заявляем о себе еще более серьезно, мы проводим внутренний ребрендинг, создаем некие стили нашего театра, чтобы он был везде узнаваем.

    В прошлом году мы начали, во-первых, больше говорить о себе, во-вторых, мы презентовали себя не только как театр, где проводятся лаборатории «читки» и создаются спектакли, но и как театр, который может заниматься серьезными международными проектами. Примером этому может служить проведение Второго Молодежного театрального форума стран СНГ, Балтии и Грузии. В данном случае театр выступил и как организатор, и как дирекция. На базе нашего театра проходили не только спектакли, но и встречи с творцами – художниками, драматургами, режиссерами и другими творческими личностями. Мы заручились поддержкой большого количества партнеров со всего бывшего Советского Союза. Можно сказать, что прошлый год был прорывным в плане налаживания новых международных контактов, а также становления театра как серьезного партнера не только на территории Беларуси, но и в СНГ.

    Кроме того, мы начали активно продвигать себя на международные площадки через сотрудничество с Посольством Швеции, Польским Институтом, Институтом имени Гёте, с нашими загранучреждениями за рубежом. То есть свой вектор деятельности мы выстраиваем не только внутри страны, но и рассматриваем возможности продвижения белорусской культуры за ее пределами. Возможно, не все получалось, но мы не стоим на месте.

    Также прошлый год я бы хотел отметить тем, что мы пытались наметить дальнейшую стратегию деятельности театра на несколько лет вперед. Как я говорил, у нас прошла внутренняя реструктуризация, создана команда людей, которые готовы решать более глобальные задачи и в прошлом году, я считаю, довольно активно поработали в плане создания собственного продукта, белорусских постановок на основе произведений белорусских драматургов. Примером могут служить такие пьесы, как «Любовь людей» по произведению Дмитрия Богославского, как экспериментальная постановка совместно с журналом «Монолог» и с рядом других партнеров, еще один экспериментальный спектакль «Гульня без правілаў і з невядомай мэтай», две постановки зарубежных авторов: по произведению русского писателя Николая Васильевича Гоголя «Портрет» и шведского драматурга Августа Стриндберга «Пеликан». Кстати, «Пеликан» - это пример международного и государственно-частного сотрудничества, потому что помощь нам оказало Посольство Швеции в Беларуси. При их финансовом содействии, а также ими был передан нам перевод этой пьесы, и частично нас профинансировала компания «Твоя столица».

    То, что мы начали осуществлять в прошлом сезоне продолжим и в этом. У нас уже есть интересные планы дальнейшего продвижения и популяризации нашего театра, новых постановок и проектов, поиска новых партнеров. Если разобраться, весь мир начинает производить продукт не только точечно, только своей организацией, но и объединяется в холдинги для создания того или иного проекта.

    Я считаю, что это характерно для нашего театра, мы театр новой формации и не являемся традиционным академическим театром, в который зритель приходит посмотреть спектакль и выпить чашечку кофе. Мы – это театр, в котором ты можешь встретиться и пообщаться с актером на злободневные вопросы, можешь посетить выставку, можешь поучаствовать в обсуждении тех или иных процессов в социальных сетях, можешь встреться с драматургами и режиссерами и поучаствовать в мастер-классах. Мы сейчас стараемся заниматься не только своей основной деятельностью, но и пытаемся расширить ее, даем возможность как можно чаще соприкасаться с нами, мы ищем новые формы взаимодействия.

    Сейчас мы делаем акцент на узнаваемость театра как серьезного белорусского бренда, на узнаваемость людей театра. У нас изменилась стратегия и то, что удалось достигнуть в прошлом сезоне, стало отправной точкой для тех планов, которые будут реализованы в этом году.

    Какие постановки театр приготовил для зрителей в этом сезоне? Ожидать ли новинок в репертуаре?

    –Сезон будет очень непростым для нас всех. Он очень насыщен в плане творческих проектов. Могу сказать, что на протяжении всего сезона запланировано восемь новых проектов, а возможно и девять. До конца 2016 года у нас в планах четыре проекта.

    В сентябре мы активно готовимся к премьере спектакля по пьесе молодого белорусского драматурга Андрея Иванова «Это все она», режиссером которой стала немецкий режиссер Моника Добровлянская. Премьера состоится 7 октября, это спектакль мы давно планировали, переговоры были начаты еще полтора года назад. Надеюсь, что это будет интересный проект международного сотрудничества – немецкий режиссер и белорусская трупа. В дальнейшем есть возможность показа спектакля на некоторых фестивалях, возможно даже в Беларуси на фестивале «Март-контакт». Мы надеемся, что он будет интересен публике и что его получиться показать не только нашим основным зрителям.

    Следующим я бы назвал проект «Синдром Медеи» - это пьеса Юлии Чернявской, режиссер Екатерина Аверкова, это современная пьеса, современная драматургия и современные проблемы и случаи. Это такая социальная драма, проект проходит полностью при поддержке и инвестировании частной компании и является ярким примером государственного и частного партнерства. Весь проект финансируется за счет привлеченных средств. Конечно же, активно будет принимать участие весь театр.

    Третий проект – это комедия, которую мы хотим сделать не только на массового зрителя. По итогам ушедшего сезона мы поняли, что необходимо обновлять репертуар, что нам не хватает более легкого жанра, поэтому было принято решение, что будем ставить комедию. На данный момент ведется работа над пьесой автора из Санкт-Петербурга Валентина Красногорова «Свидание по средам». Окончательное решение еще не принято, но комедию мы планируем выпустить уже в этом полугодии, приблизительно в конце ноября.

    Кстати говоря, что касается проекта «Синдром Медеи», который ставит Екатерина Аверкова. В свое время она была главным режиссером Могилевского областного театра, работала в Купаловском театре. Ее проект «Тата», я думаю, многим известен, в нем сыграл Народный артист СССР и Беларуси Геннадий Овсянников. Что касается комедии, то режиссером, предположительно, будет наш художественный руководитель Александр Гарцуев.

    Четвертый проект – это совместный проект с детским журналом «Мишутка», тоже можно сказать инвестиции в нашу деятельность, финансирование полностью идет от наших партнеров. Это будет детская интерактивная развлекательно-образовательная сказка. Режиссером выступит Светлана Науменко. Сказка, честно признаюсь, пишется. Написанием занимаются сотрудники нашего театра – член Союза писателей Вера Буланда и режиссер-постановщик Светлана Науменко. В настоящее время у нас уже есть заказы на эту сказку, зрители хотят видеть. Я надеюсь, что к Новому году мы сделаем подарок юным зрителям – покажем детскую сказку о приключениях Мишутки и его друзей. Это четыре проекта, которые мы планируем показать в этом полугодии.

    Если говорить о дальнейшем, то мы бы хотели в январе поставить спектакль-концерт по произведениям белорусских классиков, то есть компилятивный спектакль. Режиссером будет Александр Марченко, а в главной роли выступит Народная артистка Беларуси Татьяна Мархель. Это спектакль, рассчитанный на нее. Также с ней будет выступать замечательный музыкант, который принимал участие в постановке «Гульня без правілаў і з невядомаймэтай» Дмитрий Лукьянчик. Такой спектакль-концерт мы хотим показать в январе на кануне нашего юбилея.

    Если заглянуть в прошлое, то 25 декабря 1990 года решением Совета Министров БССР было принято решение о создании нашего театра, а 1 февраля 1992 года был выпущен первый спектакль под названием «Ку-ку», поэтому мы решили, что днем рождения будет день выпуска первого спектакля. На кануне 1 февраля мы планируем показать спектакль с участием Татьяны Мархель, а в первый день февраля планируем показать «Капустник. Нам 25», на который пригласим наших друзей, гостей и сотрудников. И 3 февраля мы планируем провести отдельный показ этого же «Капустника» только немного в другой интерпретации для наших зрителей, которые захотят поздравить наш театр с юбилеем. Для нас это знаковый юбилейный сезон в Год культуру, а следующий год – это год, когда ЮНЕСКО будет отмечать 500-летие белорусского книгопечатания и 525-летие со Дня рождения Франциска Скорины. Я заговорил о юбилейных датах, хотел бы напомнить, что в 2016 году сделали еще два хороших дела: вышла «Антология белорусской современной драматургии», а в мае был объявлен конкурс на создание пьес, посвященных жизни, деятельности и наследию Франциска Скорины. В сентябре мы будем подводить итоги этого конкурса, уже подано около 25 заявок. Мы надеемся, что будут интересные результаты по итогам конкурса, так в новом 2017 году, в феврале, мы бы хотели при содействии партнеров поставить пьесу, посвященную Франциску Скорине и его наследию.

    Весной мы планируем, что у нас будет еще одна комедия, хотели бы вернуться опять к легкому жанру. Предполагается, что режиссером будет выступать актер, который уже себя активно заявил в качестве режиссера – это Денис Паршин, его довольно успешная работа-спектакль «Дед», дебют которой состоялся в мае 2015 года. Хотелось бы весной дать ему попробовать свои силы в новом жанре.

    Летом начнутся активные репетиции проекта, который готовит Евгений Корняк. Премьеру планируем показать в сентябре 2017 года.

    Помимо спектаклей, планируются ли мероприятия для любителей Вашего театра?

    – Конечно, у нас будет проходить ряд дополнительных мероприятий. Традиционно будут проходить выставки в нашем театре. Также в этом году планируем подписать договор о сотрудничестве с Центром национальных культур, у нас есть договор с музеем им. Янки Купалы, с которым продолжаем сотрудничать и показывать такие проекты как «Святкуем Купалле разам з Купалай» или «Чытаем Купалу разам». С Центром современного искусства планируем провести ряд выставок.

    Кроме того, в прошлом году у нас был такой успешный проект, который мы поддержали, как «ПлаSтформа», который проводит Вячеслав Иноземцев. Я не знаю состоится ли он в этом году, но мы от экспериментов не отказываемся. Также на базе нашего театра будут проходить спектакли фестиваля «ТЕАРТ». На нашей площадке будет четыре спектакля – это проект, известной театралам, актрисы и музыканта, а также идейного вдохновителя группы «Серебряная свадьба» Светланы Бень. Ее проект «Из жизни насекомых» будет представлен 28 и 29 сентября на фестивале «ТЕАРТ». 2 октября – «Время секонд-хенд», поставленный по проекту Светланы Алексиевич. Его будет показывать у нас Могилевский областной театр. 11 октября – известный спектакль «Последняя лента крэппа». Хочу заявить, что, как бы это грустно для зрителей не звучало, но для меня это приятная новость, что на эти спектакли билетов уже нет. Кроме того, в рамках «ТЕАРТа» все дополнительные мероприятия будут проходить на территории Республиканского театра белорусской драматургии и при содействии Центра белорусской драматургии.

    Из дополнительных мероприятий мы продолжаем такие проекты, как «Диалоги за кулисами», когда проходят встречи с актерами. В этом году мы будем участвовать в Национальной театральной премии. Мы попали уже в финальный конкурс. Будем представлять наш спектакль «Мабыць». Мы решили сделать шаг на встречу театральной премии и в ноябре мы планируем провести неделю современной белорусской драматургии, потому что у нас есть достаточное количество спектаклей современных драматургов, постановки различных режиссеров. А также хотим провести встречи и с режиссерами, драматургами и зрителями, то есть это будет не просто встреча в кулуарах. Скорее мы хотим поговорить о том, что нас волнует, что мы хотели видеть в дальнейшем на площадках нашего театра, о чем должны писать драматурги и повести итоги того, что было сделано. Нам есть, что показать, к примеру, это такие спектакли как «Мабыць», «Гульня без правілаў і з невядомаймэтай», «Если завтра нет», «Ціхі шэпат сыходзячых крокаў». Это все постановки современной драматургии, даже пьеса «Любоў людзей», которую поставил Александр Гарцуев. Я думаю, что это будет интересная неделя.

    Что еще для зрителей готовим? Я не хочу сейчас заявлять громко, но мы планируем в декабре показать на нашей площадке комедийно-сатирический спектакль французского театра, постоянного участника фестиваля в Авиньоне. В этом спектакле принимают участие девушки, которые когда-то проходили стажировку и мастер-классы у нас в Беларуси и в настоящее время активно создают свои собственные спектакли. Результатом моих поездок в Авиньон была договоренность о представлении французской культуры у нас в Беларуси. Показ французского спектакля мы планируем в декабре в рамках нашего проекта, который проходил два года назад «Каляднае рандэву». Мы с французами продолжаем сотрудничать, что касается спектаклей «Французский экспресс» и «Театральный вояж, то у нас эти проекты будут продолжаться и наши зрители смогут увидеть белорусско-французские проекты на нашей сцене.

    Из проектов, которые смогут еще увидеть зрители на нашей площадке. Я предполагаю, что у нас еще могут появиться со своими проектами и зарубежные театры. В настоящее время идут переговоры с итальянским импресарио, который готов привезти интересный моноспектакль. Также идут переговоры и с литовским театром. Мы продолжаем наше сотрудничество с театром им. Александра Венгерки в Белостоке, потому что Белосточчина – это место, где живут белорусы, поэтому хотелось бы продолжать сотрудничество. Все эти международные проекты у нас будут, поэтому зрителей, я думаю, ждет интересный сезон, поэтому пусть следят за нашими новостями.

    Я думаю, что они не пожалеют, побывав на наших мероприятиях, поучаствовав на наших проектах. Мы готовим все, чтобы нашему зрителю было интересно.

    Беседовала Диндилевич Наталья

    Видео: Таяновский Владимир

    последние новости