проекты союзного государства
Меню

    Online-брифинг

    17:04, 13 января

    ONLINE-видеобрифинг «Роль православия в истории народов Восточной Европы»

    • На наши вопросы ответил доктор исторических наук, профессор истории, профессор кафедры истории Беларуси и политологии Белорусского государственного технологического университета Сергей Евгеньевич Рассадин

    Портал Soyuz.by совместно с Национальным пресс-центром Республики Беларусь провел ONLINE-видеобрифинг «Роль православия в истории народов Восточной Европы». На наши вопросы ответил доктор исторических наук, профессор истории, профессор кафедры истории Беларуси и политологии Белорусского государственного технологического университета Сергей Евгеньевич Рассадин.

    – Сергей Евгеньевич, у Вас есть своя теория о происхождении самой ранней белорусской государственности. Расскажите нашим читателям о ней.

    Нужно сперва определиться с терминами и их содержанием. Определиться с термином «белорусский этнос». Некоторые трактуют это понятие чрезвычайно широко, загоняя его чуть ли не в каменный век, что совершенно неправомерно. Наш народ сейчас переживает очередной этап своей этнической истории, условно с 1991 года. Закончилась история белорусской социалистической нации, которая существовала достаточно долго и состояла из рабочего класса, колхозного крестьянства и трудовой интеллигенции. Ей предшествовала, формировавшаяся с середины 19-го века после промышленного переворота, белорусская буржуазная нация, где другой был классовый и сословной состав. Еще раньше существовала белорусская феодальная народность: зависимые крестьяне, паны, мещане. В основе всего лежит технология, способ производства, которые оформляются отношениями собственности и отношениями социальными, часть которых – отношения этнические.


    Важно определить старт, когда началось формирование старобелорусской народности. Ответ есть. Мой старший товарищ Георгий Яковлевич Голенченко, знаток нашей эпохи Возрождения, лучший скориновед совершенно четко называет начало формирования – 14-й век. Старобелорусская, староукраинская, старорусская народности начинают формироваться в 14-16 веках, оформляясь на базе древнерусской, материнской для них, народности. Следовательно, с 14-го века речь идет о белорусах, а до этого, до монгольского нашествия, видимо, существовала еще древнерусская народность.

    Можно говорить о государственности на территории Беларуси в конце первого тысячелетия до нашей эры, даже еще раньше, в скифское время. Я опубликовал статью «Праблемы паходжання беларускай дзяржаўнасці» в «Беларуская думке», посвященную этой теме. Государственность возникает очень рано у нас, во всяком случае, на рубеже первого тысячелетия до нашей эры и первого тысячелетия нашей эры, но она не была белорусской. Потому что еще не существовало славян.

    Конечно же, для нас очень важна государственность Полоцка, Турова, Чернигова (Речица, Гомель и Чечерск входили в Черниговское княжество), Смоленска (Орша принадлежала Смоленскому княжеству), Волынская (Гродно одно время входило в Волынское княжество). Но это все была предшествующая эпоха, древнерусской народности, эпоха средневековья. Старобелорусская народность – это уже эпоха Возрождения, когда появились новые условия: возникновение товарно-денежных отношений, исчезновение натурального хозяйства, интенсификация производства. Возникновение Великого княжества Литовского (ВКЛ) на западе и Золотой Орды на самом востоке Европы было следствием не только завоеваний, но изменения сущностных внутренних моментов.

    В моей концепции нужно четко разделять историю ВКЛ. Был такой курьез. Были два политика с большим чувством юмора. Один Миндаугас, постепенно ставший главным литовским вождем, который решил стать королем. А другой – римский папа Иннокентий IV. Миндовг решил получить корону, пообещав принять католичество, а затем из него выйти. Папа Иннокентий решил, что язычник его не обманет, и вместо короны вручил ему золотой «держатель для волос». Таким образом, они друг друга обманули. Коронация не имела действительного статуса, ведь королевские инсигнии в 13-м веке – это скипетр и держава, по-римски. Затем – трон, венец, корона и диадема. Диадема сама по себе – ничто. Когда Миндовг отказался от католичества, его полагалось предать анафеме. Однако папа этого не сделал, потому что это была не настоящая корона.

    Одно дело – литовское королевство. Это было национальное королевство наших соседей, когда они ступили на стезю государственности. А Великое княжество Литовское – это другое. ВКЛ предполагает наличие в своей структуре уделов. Изяслав Полоцкий заявляет: «Я в воле Божьей и Войшелговой», то есть Войшелка. Новогрудок тоже был уделом его государства. Там он своего свояка Шварна посадил княжествовать. В его государство, наверное, в качестве удела входил Пинск и Волковыск, то есть была сложная структура.

    − Вы много лет изучаете личность литовского князя Войшелка. По Вашему мнению, какова его роль в истории?

    − Войшелк не называл себя великим князем, ему не позволяла монашеская скромность. Он вообще себя не называл себя князем. Он был монахом, но на самом деле он был реально великим князем и основателем Великого княжества Литовского. Он был сыном Миндовга, попавшим в качестве заложника ко двору князя Галицкого, а потом короля Даниила. Войшелк воспитывался в православной традиции, для него древнерусский язык стал родным. Он со всей неистовостью неофита воспринял новую культуру и новую веру. Для наших предков, которые почти уже не древняя «русь», но еще и не старобелорусы, он был очень интересной фигурой. Вообще, наши князья в 13-м веке очень деградировали. Представьте, князья Волховские перешли на службу к татарам, стали их снабженцами. С другой стороны, Константин Полоцкий обещал отдать Полоцк крестоносцам, немцам. А тут какой-то литовец, вчерашний враг, стал более нашим, чем наши князья.

    В летописи описывается создание ВКЛ. Войшелк, чтобы избежать смерти ушел в Пинск, там скрывался. А потом с «пиняны», нашими предками, пришел и освободил Новогрудок, а затем с «новоградцы и пиняны» пошел на Литву. Для ветеранов убитого Миндовга это был его старший сын, законный наследник, поэтому, как сказано в летописи, «литва с радостью приняла своего господинича», который был православным.

    По достоверным данным известно, что именно он заказал знаменитое Лавришевское Евангелие, которое, к сожалению, не в нашем Лавришево теперь. Иллюстрации этого Евангелия выполнено уже в традиции раннего Возрождения. В отличие от своего отца, Войшелк уже не был человеком средневековья. Он был одухотворен идеями христианства, которые стали основой гуманизма. Я в свое время прочитал молитву Феодосия Печерского за всех христиан, и там есть такой пункт: «Помолимся за поганыя, братья, обратятся в веру, увидят свет и станут братия наши». Основывая свой Лавришевский монастырь, Войшелк создавал метрополию для крещения своих соплеменников-литовцев, чтобы они вышли из язычества и приобщились к свету православия.

    Войшелк, человек трагической судьбы, был убит своим родственником. Я считаю, он заслуживает гораздо большего внимания нашей истории. Де-факто он был создателем ВКЛ на славянской православной основе: пинян, полочан, новоградцев. При Войшелке в 1260-е годы они из древних русинов превращались уже в белорусов. В Колумбии в Боготе стоит памятник Кесаде, основателю нации. Может быть его аналогом является наш добрый монах Войшелк?

    Он стремился к праведной жизни лично, с одной стороны. А с другой стороны, крепко держал государство. А создание государства – это всегда проект, а любой проект имеет автора. Я считаю, что может быть нам не нужно «короновать» Миндовга, национального героя Литвы. У нас есть своя отдельная история. Некоторое время при Войшелке центр государства находился у нас в Беларуси, в Лавришево. Центр государства там, где живет государь, откуда он правит. Этот монастырь-резиденция имеет очень важное для нашего народа значение. Может быть, стоит задуматься, что при князе-монахе существовало ВКЛ со славянским православным содержанием, что идентично нашему народу.

    − В своих работах Вы высказывали мнение о существовании проектов по крещению в православие Литвы и Золотой Орды. Что известно об этих проектах? Почему же они не состоялись?

    – Проект в современном понимании, это что-то на ватмане, подшитое в папке. Конечно, такого «проекта» Войшелка я в руках не держал и не читал, это реконструкция его политической программы на основе его действий, которые отразились в разных источниках. Седьмой год я исследую его монастырь и во многом понимаю Войшелка, чувствую его предпочтения, что ему нравилось, даже можно сказать, какой ландшафт он предпочитал.

    Войшелк отлично знал православную средневековую культуру. Он собирался совершить путешествие на Афон на святую гору, которое по разным причинам не состоялось, хотя он в него отправлялся. Однако свой «Афон» он нашел в Беларуси, в Лавришево. Если Афон называется «святой горой», то на найденной печати монастыря написано «святая пустынь». Он был человеком сильным, эмоциональным и волевым. Можно сказать, что и художественно мыслящим, ведь Лавришевское Евангелие очень красиво. И рассчитано, в первую очередь, на вкус заказчика. Он был под обаянием культуры и православной веры, которая на первый план ставит человека, отвечающего перед Богом за самого себя, за свои деяния, искупающего лично свои грехи не путем жертвоприношения, а жертвой личной. Он постиг это лично. И его христианским долгом было открыть путь спасения для других людей.

    Я изучал вопрос, как проходило крещение соплеменников литвы, ятвягов. Копая каменную могилу ятвяжскую на Гродненщине и не найдя никаких предметов христианского культа, археологи определяют население в качестве некрещеного, языческого. Получается, что язычники у нас были в 16-м и чуть ли не в 18-м веке. Но есть такой момент. Первое поколение новообращенных христиан демонстрирует усиленно свою принадлежность к новой вере: носят несколько крестов, даже в составе женских ожерелий. Другое поколение уже относится иначе. Тельные крестики передаются детям и внукам в качестве семейной реликвии, люди уже не демонстрируют свою веру нарочито. Оно в соблюдении иной обрядности, например, захоронение в гробу. Даже если не было гвоздей из-за дефицита кузнечной продукции, то старались погребенного христианина обставить досками, имитируя гроб.

    Получается, что Войшелку все же удалось достичь больших результатов по обращению своих соплеменников в христианство. В Вильнюсе в теперешней городской черте исследовано литовскими коллегами кладбище на улице Латако, одно из первых христианских кладбищ Вильнюса, и там наблюдаются результаты христианизации. В первой столице Литвы, в Кернове, наблюдается то же самое на городском кладбище.

    Как многие другие просветители, Войшелк погиб, будучи верным избранному пути. Несмотря на вестернизацию ВКЛ и обращение в католичество при Ягайло, мы видим огромное множество представителей династии Гедыминовичей, то есть людей высшего слоя, которые принадлежали к православию. Например, сын Гедымина Корият, иначе Михаил, в Лавришевском монастыре основывает Никольскую церковь. Также можно вспомнить князей Друцких и других представителей высшей аристократии. Это результат того, что был проект, был потенциал. Люди хотели приобщиться к древнерусской культуре, хотели приобщиться к православию.

    Некоторые питаются иллюзиями, специально созданными пропагандистами Ивана Грозного. Он собирался завоевать Казанское ханство и вел против него психологическую войну. Орду представляли как «поганых», «нехристей», «плохих», поэтому их завоевание рассматривалось с благой стороны. И далее распространялось такое отношение к Орде, к татарам. И до сих пор эти термины воспринимаются в качестве ругательств, хотя Золотая Орда со времен Менгу Тимура было высокоразвитым государством. Коллеги из Кировоградского университета имени Винниченко раскопали татарский город 14-го века. Кстати эту территорию, сегодня Центральная Украина, завоевали сыновья упомянутого Кориата Новогрудского. В этом городе были открыты турецкие бани, водопровод и другие удобства, которые тогда и не снились Европе. А таких городов, а это один из неизвестных, в Орде было не менее десятка, с которыми наши предки активно торговали, вплоть до того, что на монетах Витовта была надчеканка ордынская, чтобы эта валюта имела хождение по обе стороны границы. Золотой Ордой это государство не сразу становится. Сперва это была часть огромного евразийского пространства, в которое, с одной стороны, входил Китай, а с другой – Турция. Супергосударство, которое было объединено «шелковым путем», где регулярно существовало почтовое сообщение, что Европе не снилось.

    Наши летописи и жития, которые создавались при Иване Грозном, пронизаны отрицательным отношением к татарам. Когда берешь источники, летописцев, которые писали в 13-м веке – там иная ситуация просматривается. Когда немцы-крестоносцы захватили Псков, они хотели брать Новгород и, наверное, взяли бы. Но пришел корпус татарской конницы в несколько десятков тысяч бойцов. Это была латная тяжеловооруженная конница. И само присутствие корпуса немцев остановило, и они ушли за свою орденскую границу.

    В свое время я поразился параллелизму. Два языческих завоевателя Руси: Миндовг и Батый. Затем, князь Войшелк был монахом, а Сартак Батыевич был рукоположен в дьяконы. Один основал монастырь, как метрополию для крещения своих языческих соплеменников, а другой готовил основание в Сарае епископской кафедры. В источниках сказано, что Сартак обратил в веру многих из своих и чужих, был совершенным христианином. Причем писали это сторонние люди, армянские хронисты. Вардан Великий за объективность и правдивость получил свой титул.

    Сперва в голове не укладывалось: татарская Орда, Куликово поле…и вдруг они православные. На самом деле существовал подобный проект, как крестить Литву в православие, так и Орду. Многие авторы писали, что Сартак будто был несторианином, но этого нет в источниках. В сирийских источниках, в частности, у Григория Баргебреуса, сирийского христианина, есть свидетельства о том, что, по-видимому, Сартака крестили мелькиты. Мелькиты – это сирийские православные.

    Два этих грандиозных проекта существовали практически одновременно в 1250-60-е годы. Оба они не состоялись. В Орде возобладало постепенно мусельманство. Хан Узбек после 1320 г. обратил Орду в ислам, а Ягайло крестил Литву в католичество. Но известно множество татарских князей, православных татар, которые ушли на Русь. Я удивился. Конец 14-го века, уже давно ислам в Орде. Свергают очередного хана Кульпу и убивают вместе с сыновьями, а сыновей звали «по-татарски» Иван и Михаил. Еще одного ханского племянника в 14-ом веке звали «по-татарски» Георгий. Это члены правящей династии, чингизиды, высшая аристократия. А что говорить о более широких массах? Но постепенно это забылось и не берется в расчет, что существует целая этнографическая группа татар, нагайбаки, которая исповедует православие. Существуют другие татарские православные группы.

    Беседовал Скворчевский Дмитрий, фото и видео Таяновский Владимир