проекты союзного государства
Меню

    Online-брифинг

    15:20, 01 марта

    ONLINE-видеобрифинг «Гастрольная деятельность Белорусского государственного молодежного театра в 2017 году»

    • На наши вопросы согласился ответить директор Белорусского государственного молодежного театра Старовойтов Виктор Андреевич

    Информационно-аналитический портал Soyuz.by совместно с Национальным пресс-центром Республики Беларусь провел ONLINE-видеобрифинг. На наши вопросы согласился ответить директор Белорусского государственного молодежного театра Старовойтов Виктор Андреевич.

    В этом году Белорусскому государственному молодежному театру исполняется 33 года. Расскажите, как создавался и менялся театр за этот период.

    – Согласно постановлению Совета Министров от 18 июля 1984 года, был создан Молодежный театр. Из истории театра известно, что он был создан Лидией Алексеевной Монаковой. У нее первой возникла мысль и желание сделать что-то новое в Беларуси, создать новый театр. Но первым режиссером был Григорий Иванович Боровик, который с 1985 по 1988 год и руководил театром. Первый спектакль «Эти старые непонятные люди», поставленный по повести Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», вышел в 1986 году. В 1988 году руководил театром Борис Иванович Луценко, а в 1991-2003 – Виталий Котовицкий. С 2003 года художественным руководителем театра был Модест Абрамов.

    Я не могу судить, как развивался театр до 2000-го года. Но и с 2000-х были как хорошие, так и плохие периоды в его жизни. Вы знаете, что, когда театр только создается, очень сложно найти для него площадку или помещение. Наш театр долго ютился в Белгосфилармонии. Также мы работали в различных ДК, например, в ДК Железнодорожников. Потом у нас появилось здание бывшего кинотеатра «Спартак» на Машерова 33, которое сейчас на реконструкции. В 2009 году его забрали на реконструкцию, а в ноябре 2014 году мы въехали в новое здание по улице Козлова, которое бывший мэр Минска Николай Александрович Ладутько предложил сделать зданием Молодежного театра.

    2016 год был объявлен Годом культуры. Как повлиял «культурный» год на работу Вашего театра?

    – Для нас это был обычный рабочий год, который стал достаточно удачным: мы были приглашены на многие фестивали, подготовили новые спектакли, у нас появились новые зрители не только в нашей стране, но и за рубежом. Поэтому, я считаю, прошедший год был очень хорошим.

    В Могилеве с 21-27 марта пройдет 12-й молодежный театральный форум «М@rt.контакт». Какими постановками Вы порадуете зрителей и как идет в театре подготовка к форуму?

    – Мы готовимся к показу двух спектаклей, которые будут представлены 3 раза: 24 и 25 марта спектакль по пьесе Натальи Ворожбит «Саша, вынеси мусор!», режиссером которого выступает Дмитрий Богославский, и 25 марта наша балетная труппа покажет спектакль «Предметный разговор». Эти спектакли входят в наш репертуар, поэтому все тщательно к ним готовятся, ведь участие в фестивалях – это важная составляющая работы театра.

    На Ваш взгляд, насколько важно проведение подобных форумов?

    – Во-первых, театр работает в первую очередь и для минского, и для белорусского зрителя. Мы, так сказать, «варимся в собственном соку»: все друг друга знают, театры между собой дружат. Поэтому участие в международных проектах – это очень важно.

    2016 год для нас был удачным еще и потому, что мы побывали на различных международных фестивалях: «Соотечественник» в Саранске, «Март-контакт» в Могилеве, «Балтийский дом» в Санкт-Петербурге (причем в основной программе) и «Белая вежа» в Бресте. Во время участия в таких мероприятиях важно показать не только свое мастерство, но и посмотреть, каким образом развиваются театры в других странах, чтобы и нам почерпнуть для себя что-то новое.

    В каких форумах и фестивалях планируете участвовать в 2017 году помимо «М@rt.контакта»?

    – Насчет осени я пока не знаю, потому что планы только разрабатываются. Известно, что в этом году традиционно поедем в Вильнюс. Мы выступаем там в Русском театре. Также гастроли будут в Ярославле, так как есть договоренность на сентябрь. В этом году гастроли будут и в Бухаресте. Мы, наверное, один из первых белорусских театров, который будет выступать в прекрасном театре «Одеон» в центре города. Мы нашли с ним общий язык и контакты, и в мае «Саша, вынеси мусор!» и «Козий остров» поедут на обменные гастроли, на которых мы два дня будем показывать свои спектакли.

    Также у нас есть договоренность с Санкт-Петербургскими театрами на Васильевском и на Литейном. Сейчас мы просто согласовываем некоторые моменты. Например, в какой период мы приедем к ним, а в какой – они к нам. Поэтому, жизнь течет, и у нас все еще впереди.

    В столице довольно много театров, которые зрители могут посетить. Однако белорусам из глубинки не всегда удается приехать в Минск на какую-либо постановку. Организуете ли Вы театральные площадки в других городах?

    – Мы сейчас не так активно ездим по Беларуси, потому что во время нашей реконструкции мы только ей и занимались. Но вообще выезжаем и в Несвиж, и в Борисов, и в Солигорск, и в Жодино, и в Брест, и в Витебск. Это, конечно, не совсем глубинки, но, тем не менее, существует такая практика. Театры любезно предоставляли нам свои площадки, также мы работали и в Домах культуры. Это не гастроли, а однодневные гастрольные поездки, так как эти города расположены недалеко от Минска.

    Многие театры Беларуси для постановки спектаклей приглашают зарубежных артистов либо режиссеров. Как Белорусский государственный молодежный театр взаимодействует с зарубежными партнерами? В частности, как налажено сотрудничество с вашими российскими коллегами?

    – У нас на данный момент нет главного режиссера и художественного руководителя, поэтому работаем не только с белорусскими, но и с российскими режиссерами. Например, очень активно сотрудничаем с Максимом Остафьевым, Михаилом Егоровым, Викторией Луговой и Искандером Сакаевым.

    В прошлом году мы были на больших гастролях в Орле, которые длились целую неделю. Отзывы о нас замечательные. Также хорошо показали себя на фестивале «Балтийский дом» в Санкт-Петербурге, из-за чего в этом году и поступили предложения о каких-то обменных гастролях. А в прошлом году мы были в Саранске, в котором также хорошо представили свой театр.

    Расскажите, что театр планирует показать в этом сезоне и какие планы Вы строите на будущее?

    – Сейчас у нас идут параллельные репетиции четырех спектаклей: «Мужской род, единственное число», который ставит Анатолий Стрепунов, «Тектонику чувств» ставит Виктория Луговая, «Жмуриком» руководит наш актер Денис Паршин, у которого будет дебют в качестве режиссера, и «Весна священная», который готовит наша балетная труппа. Все спектакли должны выйти в апреле. А в мае или ближе к июлю будет выпускаться «Дурочка» Лопе де Вега, режиссером которого выступает Светлана Науменко. Этим спектаклем мы, наверное, и завершим сезон.

    Мы примерно знаем планы на будущее, но не всегда все бывает гладко. Например, нашли одну хорошую пьесу, но, к сожалению, французское авторское общество отказало в постановке на территории России и Беларуси. Такое случается.

    Поэтому на сегодня я знаю, что будет ставиться, но еще нет договоров с авторами или правообладателями. Это, наверное, озвучивать пока рано.

    Будете ли продолжать показывать полюбившиеся зрителям спектакли или же больше сконцентрируетесь на новинках?

    – У нас в репертуаре достаточно много спектаклей. Мы даже не успеваем их показывать. Старые или морально устаревшие для труппы спектакли мы с художественным советом будем рассматривать и, наверное, списывать, потому что нужно придумывать что-то новое. Но все спектакли нельзя списать, так как многие из них полюбились зрителю: люди приходят на низ не по одному разу.

    Беседовала Диндилевич Наталья, фото и видео Шершнева Алеся