проекты союзного государства
Меню

    Online-брифинг

    15:15, 25 июля

    ON-LINE видеобрифинг: «Въездной туризм в Республике Беларусь: особенности и новшества 2017 года»

    • На наши вопросы ответил Председатель Правления Республиканского Союза туристической индустрии Гулый Филипп Анатольевич

    Портал Союзного государства совместно с Национальным пресс-центром Республики Беларусь провел онлайн видеобрифинг на тему: «Въездной туризм в Республике Беларусь: особенности и новшества 2017 года».

    На наши вопросы ответил Председатель Правления Республиканского Союза туристической индустрии Гулый Филипп Анатольевич.

    В последнее время идет активное обсуждение бренда Беларуси. Какие идеи по этому поводу высказываются профессионалами в туристической деятельности? Каким Вы видите бренд Беларуси?

    – Спасибо большое. Вопрос актуален. Нравится, что он первый. Он фундаментален, образующий. Надо понимать, как мы хотим, чтобы на нас смотрели, и как мы хотим представлять наш продукт. Отрадно, что профессионалы маркетинга, специалисты по туризму среди государственных чиновников (от республиканского до локального уровня) и туристическая индустрия озабочена этой проблемой. Это проблема приятная. Мнений множество, но важно отметить следующие вещи: это должно быть профессионально. Множество региональных, локальных брендов должны иметь какой-то общий, сквозной сегмент, элемент, который бы повторялся везде: от республики, области, города до небольшого региона или какого-то туристического кластера, то есть чтобы узнаваемость была всегда и во всём. Это даёт креатив, индивидуальность и, в то же время, показывает нашу общую целостность.

    Моё личное убеждение и многих моих коллег по индустрии в том, что белорусский семантический узор, который изображен как на национальной вышиванке, так и на государственном флаге Республики Беларусь, на самолёте Belavia, раскрашенном компанией Wargaming, множестве других элементов (брелках, ключах, витринах) – эти символы нам понятны и известны. Они глубоко архаичны, передают историю, культуру, особенность и неповторимость всего белорусского. Я бы, наверное, придерживался такой логики. Во-первых, все белорусы должны знать хотя бы 6 или 8 символов, а также, их обозначение. Это было бы здорово. Узоры должны быть разного цвета, размера, но в любом локальном бренде этот элемент всегда должен присутствовать. Это, в принципе, уникально. У других соседних государств понятного и, в то же время, элемента, который мог бы присутствовать везде, фактически нет. Мне кажется, это была бы хорошей нашей отдельной особенностью, идентификаций и, в то же время, обще узнаваемым моментом.

    На Ваш взгляд, белорусский турпродукт больше ориентирован на внутренних или иностранных потребителей?

    – Нужно четко понимать, что продукт не существует сам по себе, а создается для кого-то. Если условно разделить нашу планету на какие-то части, то для каждой из них интересен тот или иной продукт и, отдельно, его подача. Если говорить простыми словами, это значит, что пожилым шведам и норвежцам интересен один турпродукт и его образ подачи, а молодым школьникам из Северного Кавказа или Закавказских республик российского юга – немножко другое. Точно также индийцам и китайцам. Кому-то нужно давать больше свободного времени, кого-то больше интересует лес, кого-то – рестораны и казино, кого-то, наоборот, заинтересован в интерактивных вещах. А кому-то нравится культурный, познавательный, исторический туризм. Правильно говорить так: наша площадка способна сделать несколько видов продукта – от 6 до 10 – которые могли бы по-разному быть поданы и упакованы для различного туриста в зависимости от территории, религии, гендерного и социального признака. Белорусский турпродукт рассчитан на разных людей. Если мы говорим о европейском и североамериканском мире, то, конечно, это культурно-познавательный туризм: история, причем, 19-20 века, ностальгический туризм, глубокая наша архаичность (древность и средневековье), советское и постсоветское наследие, современная Беларусь, то, как мы сейчас здесь живём. Если говорить о южанах, причём, в широкой палитре (стран персидского залива, Турции, Индии, Ирана и Китая), – это всё-таки наш природный комплекс, настоящий европейский ландшафт. Очень надеюсь, что туроператорам удастся интегрировать в природные ландшафты часть образовательного туризма для того, чтобы молодёжь и подрастающее поколение из южных регионов, где нет европейского леса природы, могли на практике всё трогать, смотреть, обучаться, познавать, но, самое главное, в юном возрасте любить нашу страну и возвращаться сюда со своими семьями через 15-20 лет.

    – Появились ли в Беларуси в этом году новые значимые туристические объекты, маршруты, фестивали или проекты, привлекающие внимание зарубежных туристов?

    – Ничего на месте не стоит, поэтому всё двигается и развивается. Конечно, это есть. Я бы, наверное, хотел отметить главное. Отрадно, что в Беларуси появились те объекты, которые должны быть здесь по умолчанию. Мы – государство не очень большое. У нас не высокая плотность населения, прекрасные природные ландшафты. Летом в Беларуси замечательно. С апреля по октябрь у нас очень хорошо. У конкурентных площадок – Литвы и Польши – на природе развиты spa-комплексы, хорошие гостиницы высокого класса, но небольшие, где человек мог бы приехать на природу, отдохнуть, релаксировать, посещать spa, гулять на природе и играть с детьми. Отрадно, что такие проекты, как санатории «Альфа Радон» и «Плисса», появившиеся не так давно, являются тем место, которые способны привлечь всех белорусов, не выезжать в Литву, а получать такого же качества услуги. Также можно отметить «Гринвуд», «Грин-клаб», «Красный бор». Высокого класса санатории, spa-комплексы, гостиницы для отдыха на природе – это очень важный момент, которого не хватает в Беларуси как самим белорусам, так и иностранным туристам. Это очень важно.

    Второе: за последние два года отдаленные белорусские объекты, храмы, монастыри, замки стали ещё больше привлекательными для иностранного туриста и не только российского. Частично, безвизовый режим на это повлиял. Частично, время подошло. Очень здорово, что к нам поехали соседи: литовцы, поляки, латвийцы и эстонцы, рост количества которых достаточно высок. Их, конечно, больше интересует наша глубинка: всё, что связано с историей. Местное население откликается. Это видно и по местным гидам, краеведам, людям, которые пытаются адаптировать сувенирную продукцию. Всё это, конечно, пока что находится в зачаточной стадии (очень далеко от сервиса и качества), что не столь важно, потому что раньше этого не было вообще. Здесь нужно отметить динамику локальности. Подытоживая, я скажу две вещи: первая – в глубоких регионах увидели иностранного туриста, появился интерес и своя вовлеченность в эту индустрию, второе – появление spa-комплексов на природе, в которых нуждаются жители областных городов, столицы и иностранные гости.

    – Повлияло ли введение в Беларуси пятидневного безвизового режима на расширение «географии» иностранных туристов? Если говорить об организованных группах, туристы каких стран впервые открыли для себя Беларусь?

    – В целом, конечно, повлияло. Мы видим спрос и рост. Единственное что, как мы не единожды говорили, пока что это в основном индивидуальные активные туристы. Очень много бизнесменов, гостей, которые не только с туристическими целями сюда приезжают. Организованные группы приедут к нам чуть позже, потому что глубина планирования отпуска или составления туроператором программы занимает год. Белорусские туроператоры в конце июня-начале июля закончили новый год на российский рынок и к середине июля сдали все свои продукты на 2018-19 года. То есть на весенних выставках, которые проходили за рубежом, белорусские туроператоры торговали 2018 годом, поэтому мы увидим результат только с апреля нового года. Пока что те, у кого была возможность добавить нашу страну в свои организованные цепочки, воспользовались этим. Но основной рост мы увидим только в 2018 году.

    Безвизовый режим повлиял немножко даже негативно по поводу белорусско-российской границы. Большая проблема в том, что гражданам третьих стран сейчас её невозможно пересекать. По крайней мере, они все могут въехать в Республику Беларусь, но им сложно выехать в Российскую Федерацию. В связи с этим, мы потеряли часть потока: он ушёл в Литву, Латвию. То есть из Восточной Европы в Российскую Федерацию наоборот, минуя нас. Однако, насколько мне известно, правительство обоих государств над этим работает. Я думаю, что если не в ближайшем, то в скором времени, ожидает серьёзнейший прогресс. Рано или поздно будут признаны визы двух государств, а может быть будет и единая виза.

    Пятидневный безвизовый режим добавляет интеграцию нас с Литвой и, достаточно неплохо, с Латвией. У нас увеличилось в этом году количество австралийских туристов. Как ни странно, и экскурсионных групп из Израиля. Причём, классического туризма, а не ностальгического, этнографического или религиозного.

    Поскольку мы ориентируемся на авиационное сообщение, речь идет о радиальных турах, когда люди приезжают в Минск, в течении пяти дней осматривают окрестности. Вокруг нашей столицы можно устроить дни военно-патриотические, этнографические, природные, культурно-познавательные, замковые и также рассмотреть саму столицу. Важно, что на сегодняшний лень стало возможной и реализуемой цепочка для иностранных туристов из Китая, Индии, Америки и других государств. Хорошая связка: прилетать в Москву, потом в Минск и возвращаться в Петербург.

    – В России озвучена инициатива по введению курортного сбора. По Вашему мнению, как это может в перспективе повлиять на турпоток из Беларуси в Россию и наоборот? Может ли это стать для россиян дополнительной причиной, чтобы приехать на отдых в Беларусь?

    – Наше мнение, как союза, заключается в следующем: пока туризм не достиг того развития, что объекты размещения загружены на 80, 90 и более процентов, бессмысленно поднимать какие-то налоги. На наш взгляд, лучше больше объёма и оборота по меньшей цене. Это полезно для государства, инфраструктуры, всех объектов размещения. Я очень бы хотел обраться к тем экономистам, которые считают прибыль. Нельзя забывать дополнительные доходы, которые не видны. Человек, который приезжает, тратит деньги на питание, прогулки, сувениры. Главное создать дополнительную инфраструктуру. Лучше бы курортные сборы и ресурсы, которые на них выделены, ушли на её развитие. Я даже затрону тему, может, не совсем по вашему вопросу. В Беларуси несколько замков, которые находятся в катастрофическом положении. Они требуют помощи и консервации. Но самое главное, что к ним по-прежнему приезжает огромное количество туристов, а тратить деньги им там негде. Отвечая на Ваш вопрос, всё-таки я считаю, что курортные сборы нужны будут намного позже, когда наладятся настоящие внутренние и внешние турпотоки, как в Российской Федерации, так и у нас. За Россию мне сказать сложно. Если у них в тех местах, где берут налоги, уже профицит и туристов слишком много, это, наверное, правильно. В наших же местах это ещё ненужная мера.

    – Беларусь и Россия ведут работу по взаимному признанию виз. В случае принятия положительного решения по этому вопросу, как может измениться ситуация во въездном туризме нашей страны? Каковы перспективы создания и развития совместного турпродукта Союзного государства?

    – Это произойдёт очень быстро, потому что в профессиональной сфере разговоры между компаниями ведутся очень давно. Дело в том, что въездным туризмом как в России, так и в Беларуси занимается небольшое количество компаний. Проблема в том, что этот вид бизнеса высоко трудозатратный. Он низко маржинальный, высоконкурентный и это, в целом, тяжелая работа. Именно поэтому большинство фирм занимается выездом, а меньшинство – въездом. Российские и белорусские коллеги друг с другом знакомы. Возможно, пострадают туроператоры Беларуси, которые не производят своего собственного продукта, а занимаются исключительно продажами. В том числе, в онлайн-системах. Российские операторы наоборот выиграют из-за этого, так как эта страна является более привлекательной, брендированной, раскрученной мировой дестинацией, поэтому Беларусь будет продавать в довесок для усовершенствования этого турпродукта. Основная маржинальность и потоки будут сконцентрированы в руках российских операторов. В то же время, российские операторы напрямую не работают в Беларуси. Понадобятся компании, которые занимаются стыковкой: должен кто-то завести и привести российского туриста, предоставить весь набор услуг (кроме элементарного проживания, трансфера и экскурсий). Белорусские операторы, которые являются создателями, организаторами продукта, окажутся в выигрыше, потому что их положение станет более устойчивым. Мы увидим рост иностранного туристического потока через Россию в Беларусь.

    Беседовала Диндилевич Наталья, видео: Скворчевский Дмитрий