проекты союзного государства
Меню

    Online-брифинг

    10:37, 02 февраля

    ONLINE-видеобрифинг: «Международное сотрудничество в Белорусском государственном технологическом университете: результаты и перспективы партнерства»

    • На наши вопросы ответил первый проректор Белорусского государственного технологического университета Александр Цыганов

    Портал Союзного государства совместно с Национальным пресс-центром Республики Беларусь провел видеобрифинг на тему: «Международное сотрудничество в Белорусском государственном технологическом университете: результаты и перспективы партнерства».

    На наши вопросы ответил первый проректор Белорусского государственного технологического университета Александр Цыганов.

    – БГТУ – это вуз, который занимает ведущие позиции в образовательной и научной сферах на протяжении чуть более 85 лет. Университет признан в Республике Беларусь и странах СНГ ведущим вузом в лесной, химической и полиграфической отраслях. Что делается сегодня в университете, чтобы поддерживать высокий статус?

    – Если говорить о БГТУ, то основное направления университета – это лес: его выращивание, переработка, создание техники для заготовки леса, использования древесины, создание мебели и других изделий. Также химическое производство. Мы являемся ведущим вузом в Беларуси не только по лесному хозяйству, но и в области химии, технологий химических производств. Также готовим профессионалов для полиграфического производства. Занимаемся подготовкой специалистов для нефтехимии, экономистов для нефтехимической отрасли. Есть у нас инженерно-экономический факультет.

    Мощное направление – IT-технологии. Наши IT-специалисты добиваются хороших результатов, они востребованы на рынке труда.

    Наш вуз широкого профиля. В Республике Беларусь нет ни одного вуза с таким широким количеством направлений по подготовке специалистов для ряда отраслей. Если брать мировые университеты, то во всех мировых рейтингах, как правило, лидируют не классические или технические университеты, а технологические. Классический пример – Стэндфордский университет. Такой ведущий технологический университет Беларуси – мы (БГТУ). Мы сейчас идем на усиление, укрепление университета. Буквально недавно подписали соглашение с двумя высшими учебными заведениями технологического профиля нашей страны: Могилёвским государственным университетом продовольствия и Витебским государственным технологическим университетом. Создали совместный консорциум, сейчас налаживаем сотрудничество по ряду направлений: наука, образовательный процесс, внедрение результатов наших исследований в производство. Мы создаем программу развития могилевского химволокна, в этом участвуют как наши химики, так и специалисты из Витебска и Могилева. Я думаю, что такое сотрудничество даст плоды.

    – Что из успехов вуза за последние годы Вы бы отметили в первую очередь? Расскажите о перспективных разработках, которыми занимается университет.

    – У нас много технологий, веществ, которые были созданы на Базе университета, а сейчас широко используются в белорусской экономике. Например, налажено очень интересное производство композитных материалов. В настоящее время в парке «Великий камень» создано предприятие, где будут использоваться современные белорусские и немецкие технологии по композитным материалам. Прежде всего, это замена металлов в автомобильной промышленности на композитные материалы. Они во многом дешевле, а во-вторых - по ряду свойств они превосходят существующие материалы.

    Наноматериалы, химия наноматериалов. Мы являемся лидерами по созданию наноматериалов, у нас уникальная лаборатория по анализу качества таких материалов. Наши технологии широко используются практически во всех отраслях. Например, в строительной отрасли: добавка наноматериалов в различные смеси, бетоны, что улучшает свойства вещества на 30-40% и более. Интересные разработки, связанные со стоматологией, нами синтезирован интересный цемент для стоматологии, который не уступает зарубежным цементам.

    Есть интересные разработки по созданию отечественных фармакологических производств. Мы единственный вуз, который готовит инженеров для фармакологии. Медицинские вузы готовят фармацевтов, а именно производство лекарственных препаратов осуществляется на фармацевтических заводах нашими выпускниками. Задачи, которые поставил Президент перед фармацевтической отраслью, - увеличить процент отечественных лекарство и препаратов, чтобы они не уступали зарубежным препаратам, но и по стоимости были дешевле – осуществляют наши выпускники.

    – Есть ли в университете специальности уникальные, которые в нашей стране готовит только БГТУ? Что можно сказать о востребованности молодых специалистов конкретных специальностей на современном рынке труда?

    – Почти все. Например, лесохозяйственный факультет. На протяжении 85 лет только наш университет готовил специалистов, а сравнительно недавно специалистов такого профиля стал готовить еще Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины.

    В области техники для лесохозяйственного комплекса только мы готовим специалистов, это же касается производства мебели, ряда направлений химической промышленности, например, лесохимия –создание новых лаковых красок.

    В области химических волокон и полимеров готовим специалистов мы и Могилёвский государственный университет продовольствия.

    Можно сказать, что наш университет уникален. Какую уникальную специальность для нашей страны не возьмешь, то она связана с нашим университетом.

    – Многие белорусские вузы дают студентам уникальную возможность ознакомиться с образовательным процессом в других государствах. С какими странами у БГТУ налажено международное сотрудничество? Как налажено партнерство с российскими вузами?

    – Мы считаемся ведущим университетом лесного хозяйства не только у нас в стране, но и в СНГ. Есть документ, который подписан главами всех государств-участниц СНГ и мы определяем политику в этом направлении: в сфере образования и науки. Ежегодно проводим ряд мероприятий в этой сфере. Ведущие лесохозяйственные университеты Российской Федерации, Украины участвуют в наших конкурсах, конференциях, присылают нам свои предложения. Наша активная политика поддерживается в комитете СНГ и Союзного государства.

    Если говорить о СНГ, то у нас наиболее тесная интеграция с Россией в рамках Союзного государства. В этом году мы продолжаем работу над внедрением четырех совместных проектов: в области химии и лесного хозяйства. Надеемся, что эти проекты будут одобрены Союзным государством, и мы будем их выполнять. Все это послужит дальнейшему внедрению наших результатов в лесохозяйственный и нефтехимический комплексы.

    В целом мы имеем договора о сотрудничестве более чем со 160 университетами и организациями стран ближнего и дальнего зарубежья. Если говорить о российских университетах, то в области химии у нас хорошее сотрудничество с Казанским национальным исследовательским технологическим университетом. Они соавторы наших проектов в области энергетики, зеленой энергетики. Также сотрудничаем с Российским химико-технологическим университетом им. Д.И. Менделеева, с Санкт-Петербургскими, Архангельскими, Вологодскими высшими учебными заведениями.

    Сейчас мы пытаемся создать крупный проект вместе с российскими университетами в области внедрения лесохозяйственной техники на территории России. Эту технику производит наше базовое предприятие «Амкодор». Там работает много наших специалистов, наши сотрудники принимают широкое участие в создании современной лесохозяйственной техники.

    – Чем может быть интересен БГТУ для иностранных студентов?

    – Вы знаете, мы пошли по такому пути: создаем совместные образовательные программы с рядом стран. Разработан один учебный план, и младшие курсы уже обучаются по нему. Например, в Таджикистане создан совместный факультет по химии и химической технологии, то есть с этого года по нашим учебным планам и программам учатся таджикские коллеги, а затем 3 и 4 курсы они приезжают к нам доучиваться. Мы в прошлом году открыли такой факультет и уже 90 человек набрали.

    Сейчас работаем над созданием аналогичных факультетов в Казахстане, Киргизии, Узбекистане.

    Если говорить о специальностях, которые востребованы, то это те, в которых мы являемся лидерами: химия и химические технологии. Лесохозяйственный факультет менее востребован, потому что в ряде стран своя специфика. Хотя сейчас большой интерес к нашей мебели проявляет египетская сторона. Мы вместе с делегацией «Беллесбумпром» посылали своих специалистов в Египет. Сейчас будем заниматься повышением квалификации египетских специалистов на базе нашего института повышения квалификации.

    Стоит отметить, что у нас обучаются студенты практически со всех континентов, не считая Австралию. Обучаются аспиранты и студенты из Ливии, Туркмении, арабских стран и, конечно, СНГ.

    – Какие условия для белорусских студентов созданы в БГТУ?

    – Во-первых, возможность получить знания, во-вторых, престижный диплом, и, в-третьих, мы находимся в центре Минска, то есть, предоставляем хорошую коммуникацию: наши общежития находятся рядом с учебными корпусами.

    Работают три столовые, в которых цена-качество достойные: можно пообедать в пределах 3 рублей.

    Есть спортивные сооружения. Мы входим в пятерку белорусских вузов по спорту. Работают различные секции.

    Для обучающихся, которые хотят совершенствоваться в сфере искусства, созданы различные танцевальные и иные коллективы, в которых можно бесплатно заниматься с квалифицированными преподавателями.

    – Следующий вопрос глобальный и, возможно, даже несколько философский. Существует мнение, что качество современного высшего образования несколько ниже, чем это было ранее. На Ваш взгляд, так ли это?

    – Если говорить об образовании и проследить историю возникновения высшего образования, то конечно в средние века, когда оно возникало, его называли элитарным. Так как получали лишь единицы, и это практически был штучный товар. В последствие весь мир пошел на массовое образование, в связи, с чем качество образования во всем мире начало падать, если сравнивать еще с позапрошлым веком или еще раньше. Сегодня у нас, в Европе, мире много специалистов с высшим образованием, поэтому невозможно, чтобы у всех было высокое качество. Это касается университетов по всему миру. Но, несмотря на это, мы держим свою марку, и качество образования у нас достаточно неплохое. Однако надо понимать еще одну вещь: если в средние и прошлые века знания менялись и росли медленно, и образования хватало на несколько десятков лет, то сегодня идет постоянное обновление знаний. Поэтому существует такая тенденция – уменьшение срока образования, при этом упор делается на послевузовское образование. Это правильно, но для того, чтобы это работало надо очень сильно развивать послевузовское образование. Необходимо сделать так, чтобы предприятия были заинтересованы, чтобы мы могли на стажировки отправлять своих сотрудников в ведущие университеты и компании, как Беларуси, так и мира.

    Образование – это непрерывный процесс. Сегодня в Европе ряд университетов перешли на подготовку бакалавров уже не 4 года, а 3. Если говорить об отраслях, которые являются определяющими, например, связанные с космосом, ядерными исследованиями, нанотехнологиями, то здесь сокращать обучение нельзя.

    К этому нужно очень внимательно походить. Например, специалист, работающий на атомной станции, должен несколько лет обучиться, а затем пройти стажировку на станции не менее 3-5 лет, только после это можно будет говорить о подготовленном специалисте. Иначе, если этого не будет, то нам грозят определенные катастрофы.

    Это вопрос очень тонкий, который должен решаться на уровне Правительства, научной и образовательной общественности.

    автор: Диндилевич Наталья