проекты союзного государства
Меню

    Online-брифинг

    16:04, 22 февраля

    Ректор БГУ: Мы должны анализировать, что будет не завтра, а послезавтра

    За почти вековую историю БГУ подготовил более 160 000 выпускников, из них свыше 10 000 – для зарубежных государств. В комплексе университета работают около 8000 сотрудников и обучается около 55 000 человек. О совершенствовании учебных программ БГУ и их адаптации под современные реалии, корреспондент Союзного государства поговорил с ректором университета Андреем Королём.

    - Белорусский государственный университет по праву занимает ведущее место среди белорусских ВУЗов. Чтобы оставаться лучшим среди лучших необходимо постоянно развиваться и искать новизну в уже привычных вещах. Инновации в высшем образовании для БГУ, в чем они?

    - Не секрет, что сфера образования – это та сфера, которая влияет на экономическое развитие страны и является одним из форпостов прорывных технологий для устойчивого движения вперед. И это не просто слова – это конкретная практика, действия, начиная с того, каким образом преподаватель общается со студентом, какого рода задания он ему предлагает. Чтобы студент не просто был определенным сосудом, в котором хранится информация о достижениях человечества, а сам генерировал свои идеи, создавал свой продукт на учебных занятиях для того, чтобы потом он смог это сделать на производстве. Когда мы говорим об инновациях, мы подразумеваем науку, а объединяет эти два емких термина продуктивность. Если мы не заложим ее в учебную деятельность студента, то позже рискуем потратить дополнительные ресурсы и время для того, чтобы научить его данный продукт создавать. Известный факт – студент может потратить 80% времени «возле станка» или «в поле», выполняя те или иные практические действия, но если он изначально в содержании обучения не будет ориентирован на то, чтобы создать что-то свое, то КПД от практической части будет гораздо ниже, чем могло бы быть.

    Поэтому, конечно, преобразования должны быть на уровне изменения содержания обучения – методологических, методических подходов: не усвоение «правильной» информации, а производство своего образовательного продукта. Во-вторых, изменения на уровне кластерной организации – создание учебно-научно-производственных кластеров (если брать более широкий термин – научно-образовательных). Также это работа с преподавателями – необходимо привести в соответствие производительность труда и заработную плату.

    Справочно: В состав БГУ входят 27 факультетов, учебных институтов и образовательных учреждений, 6 научно-исследовательских институтов и центров, 5инновационных предприятий, 2 белорусско-иностранных инновационных центра, а также 42 научно-исследовательских лабораторий.

    - Не так давно в БГУ был создан отдел аналитики и прогнозирования – самостоятельное структурное подразделение университета, которое подчиняется непосредственно Вам как ректору. Расскажите подробнее о задачах которое решает этот отдел?

    - Что касается отдела аналитики и прогнозирования, то до 2006 года подобная форма существовала в университете, но с другим названием. Это те аналитические, прогнозные, информационные материалы, которые дают возможность руководству определять векторы стратегического развития. Это та навигационная часть судна, которая позволяет ориентироваться в окружающем пространстве. В 2017 году мы создали такой отдел, который пока имеет очень скромное комплектование, потому что основная задача не создавать бюрократическую структуру, а сделать мобильный, подвижный, матричный способ организации работы сотрудников, когда можно было бы анализировать основные тренды развития образования и экономики в мире. Такие исследования нужны, чтобы успешно конкурировать на рынке образовательных услуг. Пока это первые робкие шаги, но уже выкристаллизовывается аналитическая часть. Более того, нужно, чтобы там была собрана вся необходимая информация, которую могли бы использовать все факультеты, входящие в структуру университета. Не могу сказать, что сегодня это развитый центр прогнозного видения, но он им активно становится. Без этого мы не будем двигаться дальше.

    - Внедрение в Беларуси образовательной модели «Университет 3.0» сложный и многогранный процесс. Как БГУ включается в высокотехнологичную эпоху?

    - Мы являемся частью тех ВУЗов, которые реализуют в качестве пилотного проекта модель «Университет 3.0». Важно «нащупать» основные закономерности и тенденции, как можно объединить науку, образование, коммерциализировать разработки через научно-производственную деятельность. Но это также влияет на учебную деятельность, потому что в наши дни необходимо иметь междисциплинарность в исследованиях. Сегодня студент, выполняя исследование сугубо технического характера, может разработать его экономическую составляющую, как привести в надлежащий вид. У этого студента может быть условно не один, а целых два или три научных руководителя. Мы сейчас говорим о законченном продукте. Продуктивность в обучении и образовании в целом – крайне востребована. Мир молодеет с точки зрения процессов.

    Поэтому БГУ по праву является лидером, и благо к этому располагает структура. Мы не просто университет, который состоит из факультетов и институтов, у нас есть ряд научно-исследовательских институтов (НИИ ПФП им. А.Н. Севченко, НИИ ЯП, НИИ ФХП, НИИ прикладных проблем математики и информатики). То есть сегодня в одном флаконе – сильная наука, образовательная деятельность, неравнодушные преподаватели, которые вместе работают над созданием продуктов на своем уровне. Поэтому модель «Университет 3.0» начинается со студенческой скамьи, с методов обучения, а также науки и производства, дополняющие друг друга до инновационной деятельности, которая может быть коммерциализирована.

    - Подготовка высококвалифицированных кадров под запросы рынка и общества – важнейшая и ответственная задача ВУЗа. Как налажена работа по изучению кадровых запросов современности в БГУ?

    - У нас развивается технопарк. В 2017 году мы создали субъекты инновационной структуры. Без этого ни о каких инновациях в научно-образовательной деятельности речь не идет. Я считаю, что уникальная структура БГУ уже сама по себе кластерная. Студент, который сегодня здесь и сейчас участвует в лабораторной работе или слушает лекцию, буквально через час может открыть другую дверь и стать частью научной среды. Например, студент старших курсов выполняет функции стажера при проведении клинических испытаний в производстве лекарственных средств. Университет в этом направлении идет поступательно, твердо, и могу сказать, что одна из наших гордостей – производство продукции, которая ориентируется на мощные школы химиков-биологов и аккумулируется в конкретных продуктах, лекарственных веществах, прошедших испытания и успешно реализованных в практике отечественных онкологических РНПЦ и клиниках. Сейчас завершаем стадию признания нашей продукции на европейском рынке. Это очень кропотливая, затратная, но окупаемая работа.

    На данный момент БГУ перевыполнил экспорт наукоемкой высокотехнологичной продукции, а также образовательных услуг благодаря тем людям, которые работают и понимают, что их труд оплачивается по общепринятым мировым стандартам в организации труда. Сложно провести «водораздел» между образованием, наукой и производством. Они едины. Если мы не будем учить студента творчески думать, ставить цели, задавать вопросы, анализировать полученные учебные результаты и «пропускать» это все через содержание учебных программ, ежедневных занятий, мы не получим хорошего специалиста по результатам выпуска. Данное направление нужно для инновационного развития ВУЗа, и не побоюсь сказать, социально-экономической сферы нашей страны.

    Необходимо научить студента учиться, создавать что-то свое, сравнивая его с достижениями человечества, а не просто напрямую брать чужие достижения. Наш колоссальный потенциал – человеческий, и кому как не молодежи его реализовывать и проявлять. В этом одна из главных инноваций в нашем университете, потому что она требует всесторонних усилий. Очень важно предоставить студенту возможность реализовать себя в учебной деятельности.

    - В продолжение к предыдущему вопросу - для подготовки специалистов под новейшие запросы рынка необходимо иметь высококлассных преподавателей и постоянно обновляемые образовательные программы. Как такую задачу решает БГУ?

    - В БГУ разработали стратегию развития университета, которая включает основные стратегические и тактические цели и задачи по каждому из ключевых направлений деятельности ВУЗа – образовательной, научной, воспитательной работе с молодежью. Каждая из этих целей имеет свои подцели, а самое главное – может измеряться в конкретных результатах. Одна из таких фундаментальных целей – кадровая политика в университете. Здесь мы пересмотрели многие наши нормативные правовые акты в университете, согласовали их с профкомом и утвердили на конференции трудового коллектива. Привязали заработную плату к производительности труда для всех работников. Для этого есть конкретные механизмы. Если брать профессорско-преподавательский состав, то это рейтинговая система мотивации и стимулирования производительности труда, где каждый преподаватель понимает, что есть те ориентиры, которые он должен и может достигать. Тот, кто в этом успешен, имеет более высокий уровень заработной платы. Разбежка большая: минимальный уровень составляет от 69 рублей, а за достаточно высокие результаты – вплоть до 320–350 рублей.

    Ежемесячно преподаватель имеет возможность получать больше, чем тот, кто не столь эффективен в своей работе. Это не значит, что проводится селекция, это воплощение в жизнь хорошего принципа: «Хочешь быть счастливым – будь им». Отношение преподавателей к изменениям мы видим. Они понимают необходимость поучаствовать в том или ином международном проекте, подготовить и опубликовать свою статью в журнале Scopus или базе данных Web of Science. Это все работает на общую копилку достижений университета. Данный процесс был достаточно скрупулезный, и здесь нет внешних директивных действий. Сегодня мы имеем абсолютно четкий по содержанию и процедуре подсчета механизм, который определяет успешность труда любого преподавателя.

    Также обстоит дело и с критериями производительности труда для всех категорий наших сотрудников, которые не являются преподавателями – руководителей служб и отделов, рабочих, лаборантов, специалистов, методистов в подразделениях. Есть четкий порядок, за что премируется сотрудник. Руководитель подразделения сам принимает решение о его результативности труда, а самих руководителей премирует специально созданная комиссия в университете.

    С точки зрения научной деятельности через кадровую политику мы имеем по итогам 2018 года достаточно уникальные для БГУ и всей страны результаты. Была защищена 71 кандидатская диссертация и 8 докторских.

    Справочно: В 2018 г. доход от внебюджетной деятельности по комплексу БГУ вырос на 17%. За год заработная плата ППС повысилась на 9%. Внедрена рейтинговая система оплаты труда ППС. По результатам рейтинговых оценок за 2018 года ежемесячная дополнительная премия назначена 30% преподавателей БГУ. Обновлен и омоложен кадровый состав из числа руководителей. На 25% заведующих кафедрами, средний возраст их составляет 44 лет; на 28% – деканов, средний возраст – 39 лет; проректоров – 50%, средний возраст – 47 лет.

    - Расскажите о международном сотрудничестве. С ВУЗами каких стран планируется наладить взаимодействие? Насколько тесно БГУ работает с российскими ВУЗами в рамках академических обменов и других образовательных проектов?

    - БГУ сегодня имеет порядка 400 соглашений и международных договоров с самыми разными университетами. Во многом это признание университета, что отражается и на позициях в международных рейтингах. Конечно, есть «полумертвые» договоры с вузами, когда контакты весьма эпизодические, но есть и те, которые работают как часы. Могу привести самый свежий пример. Сейчас активно работаем над созданием второго совместного института с одним из наших ключевых партнеров – Даляньский политехнический университет (Dalian University of Technology, ДПУ). Имея уже в Китае совместный институт, в котором на двух факультетах учатся 159 китайских студентов, мы хотим создать аналогичный у нас. В нем могли бы учиться белорусские студенты, а в их подготовке принимали бы участие как наши преподаватели, так и китайские. Это совсем другие возможности. Белорусско-китайские отношения развиваются стремительно. У нас есть пример – «Великий камень», где востребованы хорошие специалисты. Совсем недавно состоялось открытие Года образования Беларуси в Китае на базе ДПУ, в присутствии министра образования, Посла Республики Беларусь в КНР. Достигнуты договоренности, и сейчас прорабатываем нормативно-правовую базу.

    Если брать российские ВУЗы – это традиционно наши партнеры. В прошлом учебном году мы подписали совместно с руководством МГУ им. М.В. Ломоносова ряд договоров, один из них о создании совместной магистратуры. Это перспективное соглашение с точки зрения набора студентов. Мы выигрываем в качестве подготовки, так как в обучении студентов участвуют ведущие ВУЗы постсоветского пространства. Это элитарно, потому что МГУ имеет большое значение на мировой арене, так же как и БГУ. Поэтому там, где были эпизодические контакты, сегодня есть все шансы, чтобы они стали системными. МГУ признает, что именно с БГУ у него первый опыт совместной магистратуры.

    Справочно: БГУ имеет более 450 соглашений о сотрудничестве с зарубежными университетами, научными и коммерческими организациями из более чем 60 стран. В университете обучаются боле 2300 иностранных студентов из 50-ти стран. На сегодняшний день между БГУ и вузами России заключено более 130 соглашений о сотрудничестве в образовательной и научной сфере.

    - Расскажите,чего нам ждать от предстоящей вступительной кампании 2019 года?

    - Каждая кампания уникальная. Нельзя говорить, что все произойдет так, как мы думаем, потому что всегда есть тренды в течение года, которые «выстреливают». Мы учитываем эти риски. Каких-то существенных изменений, с точки зрения предыдущих лет, мы не принимаем. По согласованию с Министерством образования, увеличили набор на айтишные специальности, потому что это востребовано временем, учли потребность на ряд переводческих профессий, скорректировали цифры приема по техническим специальностям.

    Мы должны анализировать, что будет не завтра, а послезавтра. Сегодня многие факультеты понимают, что без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Просто сидеть и думать, что на бренд БГУ придут абитуриенты, – этого уже мало. Необходимо активно проводить профориентационную деятельность, ярмарки вакансий. Вход (предвыборная кампания) и выход (распределение выпускников) взаимосвязаны.

    Многие известные выпускники БГУ привлекаются факультетами, чтобы поучаствовать в приемной кампании, потенциальные работодатели приходят на ярмарки вакансий. Они понимают, что это не только сотрудничество с выпускниками, но и работа на послезавтрашний день, определение своего заказа на специалиста. Если не будет взаимодействия входа и выхода, о котором я говорил раньше, мы не можем думать о полноценном качестве образования. ВУЗ сегодня может готовить кадры без заказчика кадров. Но это будет не настолько эффективно, если бы в процессе обучения студентов принимал участие «Его Величество Заказчик». Данное взаимодействие начинать надо со второго, даже с первого курса и организовывать через разные формы. Например, ВУЗовский компонент учебного плана ориентирован на пожелания заказчика. Почему нет? Это замечательная вещь. Более того, руководители крупного предприятия, организации или министерства могут и финансово поощрять тех или иных обучающихся, чтобы в дальнейшем взять готовых «под себя» специалистов.

    Источник: редакция "Soyuz.by"