проекты союзного государства
Меню

    Online-брифинг

    17:45, 05 апреля

    Интервью с ректором БНТУ в преддверии векового юбилея университета

    В рамках серии видеобрифингов с руководителями крупнейших белорусских вузов, корреспондент портала Союзного государства побеседовал с ректором Белорусского национального технического университета Сергеем Васильевичем Харитончиком.

    – В следующем году БНТУ отпразднует своё 100-летие. С какими результатами университет подходит к своему вековому юбилею и как бы Вы описали БНТУ на современном этапе? Три слова, характеризующие вуз сегодня.

    – Очень приятно, что вся страна помнит о нашем юбилее. Мы к нему активно готовимся, для нас это большое событие. На рынке образовательных услуг и на службе подготовки квалифицированных кадров мы работаем уже 100 лет. И наши заслуги говорят о том, что стране мы нужны.

    Сегодня наш университет – это крупный учебно-образовательный комплекс, который включает в себя 16 факультетов, 9 колледжей, 6 институтов, 1 лицей, научно-технологический парк, опытный завод, студенческий санаторий-профилакторий и другие подразделения.

    Как можно охарактеризовать БНТУ тремя словами? Я бы сказал так: обучение, наука, инновации и хочу добавить ещё четвертое: коммерциализация и практическая реализация. Можно охарактеризовать БНТУ и тремя прилагательными: актуальный, востребованный и перспективный.

    100-летняя история университета показала, что все наши выпускники востребованы в отечественной промышленности и других сферах народного хозяйства. Мы гордимся тем, что современная Беларусь, которую мы видим сегодня: прекрасные улицы, дома, дороги, различные сооружения – создана во многом благодаря труду и уму наших выпускников. Для строительной сферы специалистов готовят наши строительный и архитектурный факультеты. Выпускники факультета транспортных коммуникаций строят мосты, дороги, метро, путепроводы. Каждый наш факультет готовит специалистов, которые работают на благо страны. Из машиностроительных предприятий мы можем гордиться знаменитыми БЕЛАЗом, МАЗом. Автобусы производства МАЗ курсируют по городам не только Беларуси, но и других государств.

    Мы гордимся тем, что в нашем университете получали образование многие знаменитые земляки. Недавно ушёл из жизни Жорес Иванович Алферов, который когда-то поступил учиться в наш вуз. Он до конца своих дней поддерживал с БНТУ тесную связь. Наш университет также окончил Павел Лукьянович Мариев – он работал генеральным директором БЕЛАЗа и был удостоен звания «Герой Беларуси».

    Более 30 лет кафедру «Большегрузные автомобили» возглавлял легендарный автомобильный конструктор Михаил Степанович Высоцкий, который также бы удостоен звания «Герой Беларуси». И таких примеров у нас много.

    Это говорит о том, что 100-летний юбилей мы готовы встречать в хорошей творческой форме. Думаю, что подведем итоги своей деятельности, рассмотрим и определим новые направления развития, потому что жизнь не стоит на месте. Мы гордимся нашими выпускниками и, в преддверии юбилея, будем думать о том, как превзойти полученные результаты и добиться новых высот.

    – Уже на протяжении нескольких лет в БНТУ внедряется модель «Университет 3.0» Какие проекты Вы бы выделили?

    – Действительно, модель «Университет 3.0» реализуется в нашем университете уже в течение нескольких лет. Министерство образования инициировало такую модель развития университетов и кому, как не нашему техническому университету, соответствовать этой передовой прогрессивной форме. В нашем вузе накоплен большой опыт работы в этой сфере.

    В рамках модели «Университет 3.0» мы развиваем три формы работы нашего вуза: обучение, науку, а также инновации и коммерциализацию.

    Мы одни из первых в стране создали свой научно-технологический парк «Политехник». Он был создан в 1992 году и уже отметил свой 25-летний юбилей. И, по сути, это 25 лет внедрения инноваций в нашей стране.

    Мы с особым вниманием и гордостью участвуем в проекте «Университет 3.0», потому что считаем, что наши разработки не должны пылиться на полках – они должны работать на нашу экономику и на наш университет.

    С точки зрения образования, в рамках модели «Университет 3.0», мы работаем над тем, чтобы изменить учебные планы. Надо сформировать в мышлении у молодых людей необходимость продумывания вопросов коммерциализации будущего продукта, формирования соответствующих подходов, анализа рынка. Если молодой человек занимается наукой, его необходимо научить видеть и коммерческую составляющую своей работы. Надо научиться прогнозировать рынок и, соответственно, формулировать свою идею таким образом, чтобы она была впоследствии востребованной.

    И сложнейший этап – это уже непосредственно коммерциализация и внедрение. С этой точки зрения, в университете, благодаря нашему научно-технологическому парку, реализуется ряд вопросов по кристаллизации и поиску этих идей. Организуются стартап-школы для молодых людей.

    На энергетическом факультете существует ещё такая форма работы со студентами, как «Салют идей». Ребята предлагают какие-то возможные направления будущего развития техники в своей области, после чего отбираются лучшие решения. Ребята корректируют свои подходы, потому что не всё, что кажется очевидным, можно реализовать на практике. Это помогает им проанализировать учебный процесс: насколько хорошо я впитываю те знания, которые нужны, могу ли я их применить таким образом, чтобы мои идеи были коммерциализированы и, соответственно, приносили хорошую прибыль.

    Благодаря такому подходу в нашем технопарке создаются новые предприятия, уже зарегистрировано 18 резидентов. Это те предприятия, которые создают новые технологии и выводят их на рынок. Понятно, что новая технология сложно приживается: она меняет устоявшиеся подходы и иногда требует новых законодательных решений.

    Именно в рамках экосреды университета очень хорошо разрабатывать, отрабатывать эти технологии, и поэтапно выводить их на рынок. К работе с нашей молодежью мы привлекаем не только своих ведущих специалистов, но и приглашаем специалистов от промышленности. Профессионалы направляют и учат ребят достигать поставленных целей, и это очень вдохновляет молодежь, позволяет реализовать интересные проекты.

    Приведу один из примеров. Кирилл Левков работал над проектом «ТурбоСфера», цель которого превращать в электричество избыточное давление природного газа. Поначалу это была фантастическая идея. Но настойчивость Кирилла, которую он черпал из общения со своими наставниками, работа с технопарком, привели к тому, что Кирилл сегодня реализует свою идею не только в опытных образцах. Эта система уже проходит опытную проверку на газораспределительных станциях и впоследствии, я думаю, что у этой разработки будет очень большой коммерческий потенциал. У Кирилла сегодня два предприятия: одно в нашем технопарке, второе находится в технопарке «Сколково» в России.

    Такие примеры есть. Ребята настойчивы, когда они видят хорошие примеры, это их окрыляет. Они видят, что можно зарабатывать своими знаниями, своим трудом. Вот такие хорошие идеи, возникают при реализации концепции «Университет 3.0».

    – Вы рассказали о деятельности технопарка, стартап-школы, таком проекте, как «Салют идей», а извлекает ли университет финансовую выгоду от подобных проектов?

    – Университет напрямую не может извлекать финансовую выгоду от подобных проектов просто по определению. Наша основная задача – это учить молодежь быть специалистами в своей области. Напрямую финансовой заинтересованности мы не видим, но своими другими возможностями эти предприятия здорово помогают университету.

    Во-первых, это очень хороший моральный стимул для молодежи. Мы проводим экскурсии в нашем технопарке для первокурсников. У них «горят» глаза, когда они вживую видят новые разработки!

    Во-вторых, очень много студентов приходят на практику в технопарк. Ребята учатся на передовых технологиях, на передовом оборудовании, передовым подходам к тому, как надо коммерциализировать свой продукт. Это тоже наше большое преимущество. Понятно, что для предприятий технопарка это дополнительная нагрузка, они могли бы больше времени уделять своему продукту, но они уделяют это время ребятам. Это курсовые, дипломные проекты, с которыми они работают. Это участие в конференциях по тематике технопарка. И, соответственно, если кто-то какой-то технологией заинтересовался, то благодаря технопарку он, может разработать, подготовить и защитить кандидатскую, потом докторскую диссертацию. Причем в рамках технопарка возможно внедрение всех этих результатов.

    Сегодня очень активно идет создание производства медицинских изделий совместно с организациями Минздрава, такими как РНПЦ травматологии, РНПЦ кардиологии, БелМАПО и нашим университетом. Мы нашли возможность такого взаимодействия. Это позволяет продуктивно поработать над выводом на рынок совершенно новых для нашей страны медицинских изделий, которые продлевают или спасают жизнь людям. В одиночку каждому из нас неподъемно решение подобных задач. Наши выпускники не владеют технологиями лечения людей. Такая же проблема есть и у выпускников медицинского университета: там не владеют нашими технологиями. Вот как раз на стыке двух таких фундаментальных вещей получается очень эффективное взаимодействие.

    Сегодня реализуются инновационные проекты по созданию и выводу на рынок новой продукции. Это будет производство с высокой добавленной стоимостью. И мы будем производить те изделия, которые востребованы для лечения людей: различные стенты, импланты, оборудование для высокопрочной пломбировки зубных каналов и так далее. То есть то, что сейчас импортируется, мы сможем заменить разработками отечественного производства. Это позволит на соответствующей базе создавать новые технологии, новые производства, выводить новые изделия на рынок. Поэтому данная сфера будет только развиваться.

    Под это медицинское производство приобретается самое современное оборудование, реализуются наши технологии. И очень хорошо, когда ребята приходят и видят, как это применяется, и как это можно использовать для создания новых изделий.

    – В чем, на Ваш взгляд, потенциал дальнейшего инновационного роста университета?

    – Сегодня Министерством образования инициируется вопрос о создании детского технопарка. Такой технопарк будет искать талантливых белорусских детей. И, благодаря особым образовательным программам, помогать им достигать определенного уровня развития. Соответственно быть более подготовленными, более мотивированными, чтобы в дальнейшем выбрать вуз и профессию, в которой они себя видят.

    Затем поступить в университет и, будучи студентом, молодой человек сможет во взрослом технопарке готовить место для своего будущего бизнеса. И после окончания университета он может пойти в технопарк, на свое предприятие, работать и создавать свой высокодоходный бизнес.

    – На последнем Форуме вузов инженерно-технологического профиля Союзного государства было объявлено о создании новой союзной программы «Арктика-СГ». Основной задачей программы является развитие науки и технологий в сфере освоения Арктики. Вы уже отмечали, что БНТУ планирует принять участие в реализации данной программы, а какие конкретные шаги в этом направлении Вами рассматриваются?

    – Мы этот вопрос уже изучаем, наши представители уже посещали регионы Арктики. И интерес к этой программе большой. Российская Федерация реализует мощнейший проект, в котором всем ученым из многих стран хватит места для приложения усилий. И, безусловно, это касается и нас.

    Мы уже оценивали свои возможности в области материаловедения. Я думаю, что если мы выйдем на реализацию конкретных задач с конкретными предприятиями, то эти проекты будут успешными. Потому что у нас есть знания, есть технологии, которые мы можем применять, а потребность у предприятий арктического региона в этом высокая.

    Все-таки не надо забывать, что Арктика – это регион с особым климатом. И его специфику необходимо учитывать. Это нас не пугает: мы проводили работы в различных климатических зонах и готовы приложить свои усилия в Арктике.

    Второе направление сотрудничества, которое мы рассматриваем ‑ это приглашение белорусской молодежи в Арктику. Чтобы она могла изучить этот регион, посмотреть на условия работы там и понимать, в каких технологиях и разработках там есть потребность.

    – Однако хотелось бы затронуть и проблемные вопросы. Недавно в СМИ прошла информация о том, что некоторые учебные корпуса и общежития Вашего вуза остро нуждаются в ремонте. Какие действия предпринимаются администрацией для того, чтобы решить существующие проблемы? И как в целом обстоят дела с материально-технической базой университета?

    – Материально-техническая база университета развивается, как и, наверное, в каждом университете страны. На балансе нашего вуза находится 64 отдельно стоящих зданий, можно сказать, небольшой город. Здесь ежедневно проходят обучение десятки тысяч людей, это большая нагрузка.

    Тем не менее университет никогда не стоял на месте, он постоянно развивается. Сегодня наш университет работает над реконструкцией 15-го учебного корпуса, это знаменитый «Корабль», который находится на проспекте Независимости. Там уже завершается облицовка фасада, идут внутренние работы. Рассчитываем, что в 2019 и 2020 годах мы уже начнем вводить части этого корпуса в эксплуатацию. Это будут совершенно новые, отремонтированные комфортабельные помещения. На той же площадке идет строительство корпуса энергетического факультета. Я думаю, что в 2020 году мы завершим его строительство и также введем этот корпус в эксплуатацию. Очень внимательно за ходом работ следит наше Министерство образования.

    Мы много работаем над улучшением условий проживания студентов в общежитиях. В этом году уже начнется эксплуатация нашего общежития в студенческой деревне, построенного с использованием китайской технической помощи. Это очень комфортабельное общежитие на 1038 мест.

    Что касается оздоровления студентов, я знаю, что при БНТУ работает студенческий санаторий-профилакторий. Востребован ли он, какие у Вас планы по его развитию?

    – Действительно, мы единственный университет в Беларуси, который имеет полноценный санаторий-профилакторий. Он находится на Минском море в очень красивом живописном месте. Большая работа по совершенствованию условий лечения и проживания в санатории была проделана в прошлом году, многое изменилось.

    Четырехразовое питание, чистый воздух, лечение, – и всё это удовольствие на 18 дней для студента стоит 25 рублей. Слова тут больше не нужны!

    Летом прошлого года наш санаторий-профилакторий впервые работал как детский оздоровительный лагерь. Там отдохнули около 900 детей. В этом году мы также хотим повторить этот опыт. К нам поступает большое количество заявок на путевки в детский лагерь.

    – Вы сами являетесь выпускником БНТУ, а если точнее, Белорусской государственной политехнической академии (такое название носил вуз в 1994 году). Почему Вы сами выбрали БНТУ 30 лет назад, чем Вас тогда привлек университет? И какие недостатки Вы, будучи студентом, видели в работе вуза, и удалось ли Вам их устранить, став ректором?

    – Когда я поступал в университет, естественно, не мог даже подумать, что когда-нибудь мне придется стать его ректором. Я хотел стать инженером. Мой отец был инженером. Это – уважаемая профессия и работать в ней для меня было честью. Мне очень нравились автомобили, поэтому я стремился попасть на автотракторный факультет, обязательно на специализацию «Автомобилестроение».

    Конкурс тогда на технические специальности был большой – 3-5 человек на место. Я поступил на специальность «Автомобиле- и тракторостроение», однако вызвало большое разочарование, что меня определили на специализацию «Тракторостроение». В тот момент мне казалось, что жизнь закончилась и все планы рухнули: прощайте, красивые и замечательные автомобили. Но теперь я очень рад, что жизнь так повернулась, и я попал на кафедру тракторостроения. Мне повезло познакомиться и учиться у высочайших профессионалов своего дела – это и Владимир Петрович Бойков, и величайший классик тракторной науки Валерий Владимирович Гуськов, и многие другие профессора и доктора кафедры, которым я искренне благодарен за то, чему они меня научили. Эти знания мне очень пригодились и впоследствии, я длительное время проработал с Героем Беларуси, выдающимся белорусским автоконструктором Михаилом Степановичем Высоцким. Поэтому туда, куда я хотел попасть, я все-таки попал.

    Что касается недостатков, я их не могу вспомнить. Меня всё устраивало. Я гордился тем, что поступил в БНТУ (тогда БПИ), это было очень престижно. Поэтому недостатки я не замечал и не думал об этом.

    Безусловно, с тех пор университет существенно изменился. Сейчас намного все комфортнее, удобнее. Существенно изменился учебный процесс. Компьютеризация пошла очень далеко. Сегодня уже выпускник, не владеющий современной компьютерной техникой и современным программным обеспечением, – это нонсенс. Появились новые специальности в университете. Внешне университет существенно обновился. Отличаются территория, которая была 30 лет назад, и территория, которая есть сегодня. Она очень комфортная, очень красивая. Это отмечают все зарубежные делегации, которые прибывают в наш университет.

    Наше богатство – люди, а люди у нас работают хорошие.

    – Как бы Вы описали типичного преподавателя БНТУ, его собирательный образ? И образ современного студента Вашего университета?

    – Я думаю, что преподаватель БНТУ – это, скорее всего, мужчина в возрасте до 50 лет, минимум кандидат наук, владеющий иностранным языком, интеллигент, технически грамотный, небезразличный, желающий, чтобы вокруг его тематики концентрировались студенты. Такими словами я могу охарактеризовать преподавателя. Хотя женщины в нашем вузе тоже активно задействованы в учебном процессе. Но надо понимать, что вуз технический, поэтому мужчин всё-таки больше.

    Что касается современных студентов, то сравнивать их с прошлыми поколениями сложно.

    Если говорить о собирательном образе студента БНТУ – это, скорее всего, парень (девушек гораздо меньше, опять же специфика технического вуза), иногородний (у нас около 80% иногородних студентов), старательный, с целью в жизни. У наших студентов пытливый ум, желание быть востребованным, поэтому многие ребята совмещают учебу и работу, кто-то активно занимается спортом. И я бы сказал, что студент БНТУ небезразличен к интересным событиям, которые происходят в стране. Например, около 2 тысяч ребят от нашего университета являются волонтерами II Европейских игр. Вот такой собирательный образ экспромтом можно назвать.

    Какие позиции в мировых рейтингах университетов занимает БНТУ?

    – Следует понимать, что при составлении рейтингов учитываются все вузы – медицинские, технические, сельскохозяйственные, классические университеты. В популярном рейтинге университетов Webometrics (Webometrics Ranking of World Universities) БНТУ занимает 2844 позицию – это достойный результат. Год назад мы занимали 2955 позицию, ещё год назад были 3000-какими-то. Ежегодно мы прибавляем и сто университетов «оставляем» позади. Следовательно, движемся в верном направлении.

    По рейтингу QS (от названия агентства Quacquarelli Symonds), а это один из самых авторитетнейших рейтингов, мы являемся 95-м университетом в регионе Восточной Европы и Центральной Азии и входим в категории 800 - 1000 лучших университетов мира.

    В 2018 году БНТУ впервые вошел в рейтинг SIR (Scimago Institutions Rankings), где занял 735-ю позицию. Перед нами только две организации из Беларуси ‑ Национальная академия наук и БГУ.


    Видео и монтаж – Чистова Анастасия и Курс Игорь

    последние новости