проекты союзного государства
Меню

    Online-брифинг

    17:37, 02 мая

    БГУИР – ключевое звено формирования экономики знаний и создания IT-страны

    Портал Союзного государства совместно с Национальным пресс-центром Республики Беларусь продолжает серию брифингов с руководителями крупнейших белорусских вузов. 

    На наши вопросы ответил ректор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Вадим Анатольевич Богуш.

    – Вадим Анатольевич, расскажите, какие они, студенты и выпускники БГУИР сегодня?

    – На самом деле, у БГУИР не очень длинная история, по меркам университетов, но очень богатая. Этот год для нас юбилейный, 55 лет со дня образования Минского радиотехнического института. За это время уже достаточно большое количество выпускников покинуло стены нашего университета. Более 88 тысяч специалистов вышли из стен университета за эти 55 лет. Конечно, облик выпускника меняется, без этого сложно оставаться актуальным. Тот выпускник, который выходит в самостоятельную профессиональную деятельность за стенами университета, должен быть максимально адаптирован к тем задачам, которые ему придется решать. На мой взгляд, мы достаточно успешно справляемся с этими задачами, несколько лет подряд отмечаем высокий спрос на выпускников нашего университета и сложностей с трудоустройством нет. При этом наши выпускники находят работу на предприятиях различных форм собственности: и на государственных предприятиях, и в частных компаниях. Достаточно высокий процент трудоустройства в компаниях «Парка высоких технологий». Нужно сказать о том, что это совместная работа, где и сами заказчики принимают участие в формировании компетенции, и университет, в свою очередь, обеспечивает высокое качество организации базовой подготовки, образовательного процесса, и это дает результат. Для меня самое важное – это творческая самореализация молодежи в профессии. Выпускники получают хороший фундамент и хорошую базу, в том числе готовность к будущей жизни. Это подтверждается тем, что наши выпускники не только успешные инженеры, но и достигают высоких успехов в общественной и руководящей деятельности, некоторые стали послами, работниками министерств. С другой стороны, это люди, которые работают в реальном секторе экономики, руководители айти-компаний. Я считаю, что мы по праву можем гордиться нашими выпускниками.

    – В Беларуси в последнее время активно развивается модель «Университет 3.0». Расскажите, какие успехи есть в Вашем ВУЗе и какие, может быть, проекты.

    – Сама модель предпринимательского университета, основанная на коммерциализации научно-исследовательских разработок, для БГУИРа не очень нова. Даже во времена МРТИ у нас всегда было чем гордиться, с точки зрения научно-исследовательских школ, научных результатов, и конечно, мы всегда стараемся сами коммерциализировать те результаты научных исследований, которые выполняют ученые в нашем университете. На данный момент, это достаточно неплохие разработки в сфере радиотехники, СВЧ радиоизмерительной техники, которая известна не только в Республике Беларусь, но и за ее пределами, более того, это и наша торговая марка. Но задача состоит не только в том, чтобы создавать коммерчески успешные научные разработки, а в том, чтобы интегрировать саму технологию коммерциализации идей и творческой деятельности в образовательный процесс университета. Здесь три таких кита - «базовых» направления, по которым мы развиваемся. Это корректировка содержания образовательных программ, то есть введение в состав учебных программ и специальных дисциплин, и корректировка содержания дисциплин экономического блока, который относится к бизнес-анализу, к планированию, к управлению объектами интеллектуальной собственности, и тем, как правильно использовать законодательные основы, для того, чтобы впоследствии иметь права и доходы от тех идей, которые ты генерируешь. Второй блок – это блок, связанный с развитием научных исследований. Это классическое вовлечение студентов в деятельность научно-исследовательских коллективов. У нас более 40 научно-исследовательских лабораторий и групп, где мы привлекаем студентов к выполнению реальных проектов фундаментальных исследований. Часть из них имеет коммерческий выход и коммерческую реализацию в виде разработки новых технологий, оборудования и приборов. Третий блок – это развитие инфраструктуры университета как с точки зрения возможности доступа к современным практикам и знаниям, так и с точки зрения реализации какой-то идеи, не выходя за пределы университета. Соответственно, два года назад мы перезапустили работу нашего бизнес-инкубатора, и сейчас там реализуется около десяти бизнес-проектов. Было проведено несколько конкурсов по отбору проектов. Проекты, попадая в бизнес-инкубатор, проходят несколько стадий, начиная с анализа идеи и возможности ее реализации, переходя затем к этапам бизнес-планирования, где нужны уже специалисты из разных направлений. Это может быть не только чистый инженер-программист или специалист по математическому моделированию. Нужна поддержка экономического блока, юридическая консультация, выход на потенциальных инвесторов, возможность презентовать себя. Всё это такие составляющие, которые должны развиваться на территории университета, чтобы мы могли иметь площадку и возможности формирования и у студентов, и у исследователей навыков и понимания современных механизмов коммерциализации результатов творческой деятельности. Как классическое патентование и разработка конечной продукции, какого-либо программного продукта, приложения, так и возможности групповой работы специалистов разных направлений. Кроме того, бизнес-инкубатор используется как площадка для привлечения людей извне, обмена опытом, проведения хакатонов, что обогащает образовательный процесс университета

    – Расскажите, какие у БГУИРа есть интересные проекты в сфере межвузовского взаимодействия?

    – Мы можем гордиться тем, что у нас много партнеров за пределами Республики Беларусь. Конечно, в нашей стране большая часть компетенций в сфере радиоэлектроники и информационных технологий сосредоточена в нашем университете. Но мы поддерживаем творческие связи и со школами как в пределах Беларуси, так и за её пределами. Более 150 различных образовательных учреждений имеют в настоящее время с нами соглашение о сотрудничестве, договора, которые мы совместно реализуем. При этом география сотрудничества включает в себя 40 стран, и это либо образовательные, либо научные совместные проекты. Мы достаточно активно участвуем в реализации программ поддержки академической мобильности. Есть международная программа IAESTE, которая позволяет поддерживать академическую мобильность при формировании практических навыков. C 2016 г. наш университет является национальным координатором этой программы. Фактически мы принимаем на стажировку студентов из других стран, в основном это европейские страны, и имеем возможности для организации таких же стажировок студентов, которые обучаются в БГУИР и других университетов нашей страны. Мы участвуем в реализации проектов по программе «Эразмус», которая поддерживает взаимодействие с партнерами из европейских университетов. Кроме этого, наш вуз – участник ряда иных консорциумных объединений. Мы являемся одним из основателей и активным участником сети Starnet – объединения университетов из стран бывшего СССР и ряда наших соседей, которое является площадкой для подготовки кадров для атомной энергетики. Здесь мы задействуем потенциал Российской Федерации, МАГАТЭ, французских партнеров, частично украинских и казахских исследователей в этом направлении. Достаточно активно развивается сотрудничество с Китайской Народной Республикой. За прошлый год у нас сформировалось несколько совместных образовательных структур и совместных образовательных программ. В прошлом году мы уже начали формировать совместную магистерскую программу, достаточно активно мы работаем в рамках научно-технического сотрудничества с Китаем. В этом году открыли совместный научно-исследовательский образовательный центр, и это результат достаточно длительных переговоров. Основная идея этого центра заключается в том, чтобы объединить и разработки, и образовательные программы высокого уровня. Прежде всего, это магистерская и аспирантская подготовка. Также совместные программы сформированы с нашими партнерами в Узбекистане и Казахстане.

    – Быть может, есть какие-либо программы сотрудничества с российскими ВУЗами?

    – Есть и программы, и результаты. В частности, в рамках научно-исследовательских программ Союзного государства мы выполняли совместные разработки. Более того, имеются очень долгие партнерские связи с университетами России. Среди них, например, Московский физико-технический институт и Санкт-Петербургский университет, ЛЭТИ и «Бауманка». На самом деле, если я начну перечислять все российские университеты, то нам не хватит ни эфирного времени, ни пальцев на руках и ногах.

    – Вернемся обратно к жизни университета. Как обстоят дела с материально-технической базой БГУИРа?

    – Здесь нужно начать с того, что университет представляет собой не только классический институт высшего образования. Мы достаточно развиты по структуре как с точки зрения контингента, так и с точки зрения образовательных программ. В структуру университета кроме классических факультетов входит так же колледж и институт информационных технологий, который занимается направлением дополнительного образования взрослых. Это курсы повышения квалификации, обучающие программы. Мы стараемся работать и со взрослыми, и со школьниками, в том числе в рамках профориентации. С одной стороны, чтобы к нам студентами приходили высокомотивированные молодые люди, а с другой стороны понимающие в перспективе, как и где они будут работать. Соответственно, мы имеем три базовые площадки, на которых сосредоточены учебно-лабораторные корпуса и исследовательские мощности. Два корпуса в колледже, восемь корпусов университета, отдельный спортивный корпус и стадион. Кроме того, мы имеем и общежития. Интерес к получению образования в БГУИР очень большой, и действительно очень много студентов приезжает не из Минска. Большая часть из тех, кто у нас получает образование – не минчане. Соответственно, четыре общежития, которые у нас есть, расположены практически в центре Минска и в студенческой деревне. И у колледжа тоже есть свое общежитие, в котором размещаются иногородние. Говорить об оснащенности, с одной стороны, просто, так как база аудиторная и лабораторная насыщена современной вычислительной техникой. Для нас это актуальная задача, чтобы уровень был надлежащий, и мы соотносим в этом случае аппаратную и программную часть. Количество компьютеров, которое в университете задействованы в учебном процессе измеряется не сотнями, оно превышает тысячу. Мы используем разные способы организации образовательного пространства и на уровне виртуальных машин, на уровне клиент-серверных технологий, и имеется возможность доступа к информационным ресурсам как из читальных залов электронной библиотеки, так и практически с каждого рабочего места сотрудника университета.

    – Расскажите, а как осуществляется социальная защита студентов в университете?

    – Есть спектр мер, которые регламентированы в целом для системы высшего образования. Это стипендиальная поддержка, возможность получения жилья в общежитии. Вместе с тем, есть и дополнительные возможности. Например, оказание материальной помощи и поддержка студентов, которые оказались в сложном материальном положении. Кроме этого, есть возможность дополнительно поддержать студентов в плане питания в наших столовых и буфетах, которые работают на территории университетского кампуса. На мой взгляд, еще одна очень важная тема – это возможность студентов почувствовать поддержку друг друга, участие в деятельности студенческого совета, студенческого профкома, общественных организаций, например, БРСМ. Могу сказать, что для студента, который хочет реализоваться и в профессии, и в общественной жизни, в университете есть для этого очень неплохие возможности.

    – А есть ли у студентов возможность напрямую пообщаться с ректором, «достучаться», скажем так, до него?

    – Конечно, с учётом плотного графика ректора, очень сложно общаться с каждым студентом, поэтому кроме традиционных возможностей, мы ввели в практику общение в рамках студенческого актива. И в ректорате, и в совете университета присутствует соответствующее представительство от обучающихся. Каждую неделю и председатель студсовета, и председатель студенческого профкома может озвучить какую-либо проблему или идею, которую надо было бы реализовать. Каждый месяц проходит заседание совета университета, не менее четверти которого составляют обучающиеся, где такая возможность также представлена. Есть и возможность посмотреть друг другу в глаза и обсудить какие-то вопросы при личном общении. Раз в полугодие мы проводим личные встречи ректора со студенчеством, куда приходят не только руководители студенческих групп, но и студенты, которые хотят либо задать вопрос, либо обсудить какое-нибудь предстоящее мероприятие. При этом я лично приветствую студенческие инициативы, особенно если они имеют хорошую степень проработки, потому что за каждой идеей должна стоять возможность её реализации в виде конечного продукта или полезного, значимого мероприятия. Это хорошая возможность для студентов научиться управлять собственными идеями и пощупать реальный процесс тех шагов, которые необходимы, чтобы прийти к реальному результату.

    – Бытует мнение, даже такой укоренившийся стереотип, что БГУИР –это сугубо мужской университет. А какое на самом деле соотношение парней и девушек в Вашем вузе?

    – На самом деле, это очень интересный вопрос. Я могу вспомнить свой личный пример, что, когда я пришел учиться в МРТИ, на моем потоке девочек не было вообще. Создавалось впечатление, что это исключительно мужской институт. Вообще, в нашем университете были и есть представители женского пола. Что отрадно, мнение о БГУИРе как о мужском вузе меняется, так как сейчас фактически четверть из обучающихся на дневной форме составляют девушки. То есть, если раньше, проходя мимо корпусов нашего университета, студенток можно было встретить редко, то сейчас они встречаются все чаще и чаще. Тенденция такова, что мы уже давно перестали быть чисто мужским вузом. У нас есть замечательные, талантливые и красивые девушки. И самое главное, что они находят здесь то, что они хотят найти в профессии и жизни.