проекты союзного государства
Меню

    Online-брифинг

    16:50, 30 июня

    Интернет-видеобрифинг – «Беларусь и Россия. Современные тенденции интеграции».

    • В брифинге участвует: Щепов Владислав Александрович – член Комиссии по экономической политике Парламентского Собрания Союза Беларуси и России
    • В брифинге участвует: Щепов Владислав Александрович – член Комиссии по экономической политике Парламентского Собрания Союза Беларуси и России
    • В брифинге участвует: Щепов Владислав Александрович – член Комиссии по экономической политике Парламентского Собрания Союза Беларуси и России

    Добрый день! Сегодня Национальный пресс-центр Республики Беларусь совместно с Парламентским Собранием Союза Беларуси и России проводит интернет-видео-брифинг с членом Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике, заместителем Председателя постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Владиславом Александровичем Щеповым.

    Тема нашего видеобрифинга – «Беларусь и Россия. Современные тенденции интеграции».

    – На днях состоялось заседание Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике. Расскажите, пожалуйста, о повестке заседания?

    – Заседание комиссии предваряло 46 сессию Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, и наша повестка формировалась в соответствии с повесткой сессии. Сессия проходила 21 июня в героическом городе Бресте накануне дня всенародной памяти жертв Великой отечественной войны. В 4 часа утра 22 июня руководство и депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России приняли участие в митинге-реквиеме в Брестской крепости.

    Что касается повестки дня нашей комиссии, ее центральными вопросами были вопросы оценки оперативного отчета об исполнении бюджета Союзного государства за январь-декабрь 2013 года и рассмотрение хода исполнения бюджета за 2014 год. Кроме того комиссией были рассмотрены общие итоги деятельности Парламентского Собрания за 2013 год, в том числе относящиеся к сфере деятельности нашей комиссии. Конечно, парламентарии не остались безучастными к предстоящим торжественным событиям в Союзном государстве: 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и к 70-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне.

    В Бресте в начале июня прошло совместно заседание центробанков Беларуси и России, где, в том числе, обсуждалась согласованная политика регуляторов в рамках Союзного государства. Как вы оцениваете уровень сотрудничества Беларуси и России в этой сфере?

    – Дело в том, что вопрос введения единой валюты, общего регулирования в финансовой сфере обсуждается довольно давно. Данный вопрос является очень сложным, и может быть решен только при согласовании общей макроэкономической политики при общем прогнозировании и планировании социально-экономического развития.

    Кроме того требуется согласование национальных законодательств. Это очень непростой вопрос, и в рамках подписанного Договора о Евразийском экономическом союзе его решение отнесено на дальнюю перспективу, наверное, на 2025 год. Та модель, которая принимается в рамках нашего Евразийского экономического союза, состоит в том, что на первом этапе мы должны смоделировать, как будет действовать единый банк, как будет функционировать единая валюта, единя платежная система. Для этого формируется специальный совет, в который будут входить главы национальных банков и премьер-министры наших стран, и уже они будут обсуждать вопросы финансовой интеграции, введения единой валюты и формирования единых финансовых структур.

    Но эта работа идет и сейчас, потому что есть внешнеторговый оборот. Взаиморасчет происходит в различных валютах, поэтому мы никуда не денемся от этой интеграции и она необходима, потому что снижает издержки на движение товаров, рабочей силы, других ресурсов, ведь они всегда опосредуются финансовыми операциями.

    Поэтому уровень интеграции можно оценить как достаточный, но необходимо его углублять и делать так, чтобы, например, хождение иностранной валюты, в том числе доллара США, на территории Таможенного союза, Евразийского экономического союза было минимальным, потому что это дополнительные издержки. И даже с точки зрения безопасности, нужно чтобы наши платежные системы были очень крепкими, в том числе системы безналичных расчетов, оплаты расчетов по платежным карточкам.

    – Ежегодно возникают вопросы связанные с порядком формирования и исполнения бюджета Союзного государства. Какие меры необходимо предпринять для повышения эффективности бюджетного процесса?

    – Если говорить об эффективности бюджетного процесса в нашем Союзном государстве, то ее можно оценить довольно высоко, потому что уровень использования бюджетных средств, эффективности их использования и контроля находится на довольном высоком уровне, потому что контроль осуществляется сразу двумя министерствами финансов.

    Как раз эта система двойного контроля и вызывает определенные задержки и торможения финансовых операций. То есть с точки зрения целевого использования денежных средств или контроля за использованием денежных средств уровень эффективности очень высокий. Но обратная сторона этой медали – это очень длительный процесс согласования различных финансовых документов, низкий уровень использования бюджетных средств по отдельным программам, по которым не были пройдены все необходимые процедуры.

    Есть проблема неритмичности финансирования, поэтому все эти вопросы серьезно обсуждаются на соответствующих комиссиях. Наша комиссия по экономической политике практически на каждом заседании рассматривает вопросы исполнения, формирования бюджета союзных программ и дает соответствующие предложения в Постоянный Комитет Союзного государства и в соответствующие органы управления в профильные комиссии.

    На последнем заседании также обсуждался этот вопрос, и были даны соответствующие предложения об ускорении принятия программ, о повышении эффективности взаимодействия между заказчиками и распорядителями бюджетных средств. Что касается конкретных предложений, я бы сформулировал их так.

    Во-первых, до принятия бюджета необходимо определить наиболее значимые цели социально-экономического развития, потому что эти цели ложатся в основу формирования бюджета Союзного государства. Второе направление – это корректировка нормативной базы формирования и исполнения бюджета, а также отдельно нормативная база формирования и реализации программ Союзного государства. К этому вопросу подключаются вопросы связанные с нормативным обеспечением формирования распоряжения и использования союзной собственности, потому что союзная собственность является источником как доходов Союзного бюджета, так и расходов. Поэтому без формирования конкретных документов и институциональных структур в этом направлении довольно сложно работать. Мы видим, есть такие проблемы, в том числе в вопросах управления интеллектуальной собственностью. В-третьих, необходимо повысить ответственность и мотивированность заказчиков и распорядителей программ Союзного государства в части контроля за исполнением программ, взаимодействия между странами. Здесь есть также и противоречие интересов, технические вопросы.

    В этом направлении наша комиссия вносит все необходимые предложения в Постоянный Комитет, Союзное Правительство и прилагает все возможные усилия в этом направлении. Кроме того, методическая основа также совершенствуется. Осенью планируется проведение соответствующего семинара по актуальным вопросам развития Союзного государства и здесь уже помогает выбранное ключевое направление в рамках научно-консультативного совета при Парламентском Собрании. Здесь также работает соответствующая секция.

    Важнейшим направлением я бы отметил то, которое обсуждается при формировании бюджета и в рамках соответствующих семинаров – развитие межрегионального сотрудничества. По моему мнению, оно требует отдельного бюджетного финансирования, потому что программы Союзного государства в основном формируются по отраслевому принципу, то есть два соответствующих министерства, которые работают над программой, ее согласовывают, корректируют ее концепцию. Но в случае, например, формирования программы межрегиональной, между двумя областями определить к какому же министерству будет относится та или иная программа будет невозможно, и кроме того местные органы управления обычно имеют компетенцию отличную от компетенции министерств. Вот в рамках этой компетенции программы сформировать довольно сложно. Это вопросы экологии, миграции между районами, очень важное направление, которое сейчас формируется – развитие инфраструктуры в рамках Союзного государства. Здесь роль местных органов управления довольно высокая, то есть, если это касается областных проблем, то здесь конечно, необходимо, чтобы заказчиками, распорядителями, инициаторами программ выступали и органы местного управления.

    – Важным мероприятием для дальнейшего развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве стало подписание Президентами Беларуси, России и Казахстана Договора о создании ЕАЭС. Как вы оцениваете перспективы развития региональной экономики в свете этого события?

    – Подписание Договора о создании Евразийского экономического союза – это новая ступень нашей экономической интеграции. Договор представляет собой всеобъемлющий документ, в котором произошла кодификация множества международных договоров и заложены нормы трехстороннего согласования для обеспечения свободы передвижения ресурсов.

    С этой точки зрения договор является ключевым и будет являться основой для социально-экономического развития наших стран. Ряд вопросов, конечно, в договоре не получили должного развития с точки зрения межгосударственного согласования. Ряд вопросов вышел на уровень двустороннего согласования. Я думаю, что в ходе реализации этого договора все спорные вопросы будут согласованы и мы будем идти вперед. Но договор это еще не все. Необходимо очень эффективно наложить на экономическое развитие нормы этого договора. То есть мы должны обеспечить эффективную реализацию этих норм.

    Исполнительная власть и субъекты хозяйствования должны разработать соответствующие стратегии с учетом того, какие последствия наступят после принятия и ратификации, вступления в силу договора. Меняются условия хозяйствования, кроме того, различные внешние факторы влияют на Евразийский экономический союз, это и различные международные организации, в том числе и Всемирная торговая организация, тенденции экономического развития наших стран торговых партнеров. Поэтому договор, юридическая основа и конкурентоспособность будет зависеть от того, как мы эти нормы используем и как мы используем тот интеграционный эффект, который мы получим от свободы передвижения товаров, услуг, капитала, то есть тех норм, которые туда заложены. Поэтому здесь не все так просто. Если мы будем обеспечивать интересы только своих стран, то мы получим отрицательный интеграционный эффект и с этой точки зрения нужна общая позиция при обеспечении конкурентоспособности наших товаров в торговле с третьими странами, находящимися вне Таможенного союза.

    Важно оптимизировать издержки, меняться нововведениями, то есть обеспечить трансферт технологий, защиту интеллектуальной собственности. Это очень сложные вопросы. Конечно, мы получаем плюсы, но мы получаем и сложности, потому что согласование различных вопросов в рамках тройки может быть более сложным, чем согласование какого-то вопроса внутри страны. Поэтому плюсы должны перевесить минусы и в этом наша задача – исполнительной, законодательной власти.

    Вы знаете, что в осеннюю сессию планируется ратификация этих договоров и, конечно, наши органы законодательной власти, а также России и Казахстана, будут изучать этот договор и думать как нам жить дальше в рамках нового союза. Но я думаю, что любой союз лучше, чем, если мы будем обеспечивать нашу конкурентоспособность в одиночку. Особенно для Республики Беларусь, основной объем товарооборота, которой приходится на Казахстан и Российскую Федерацию.

    – Беларусь старается налаживать прямые экономические связи с российскими регионами. Какую роль на ваш взгляд играют региональные связи в построении экономики Союзного государства и, что в свою очередь делают союзные парламентарии для развития межрегиональных контактов?

    – Вопрос риторический. Дело в том, что любой субъект хозяйствования находится на территории какой-то административно-территориальной единицы и фактически, налаживая связи с российским или казахстанским предприятием, он все равно влияет на развитие конкретного региона. Поэтому можно сказать, что весь наш товарооборот состоит из товарооборотов с конкретными областями, регионами Российской Федерации, Казахстана. Но здесь очень важно подчеркнуть, что местные органы управления кровно заинтересованы в том, чтобы это межрегиональное сотрудничество развивалось, потому что это наполнение местных бюджетов.

    Кроме того, в Республике Беларусь председатели облисполкомов это ключевые фигуры, на которых лежит ответственность за развитие регионов. То есть председатель облисполкома отвечает за все. Соответственно он заинтересован, чтобы предприятия, находящиеся на территории региона очень эффективно развивались и имели крепкие экономические взаимосвязи с предприятиями партнерами на территории Казахстана и России. Поэтому межрегиональное сотрудничество это как сеть, на основе которой строится сотрудничество государств. Это воплощение тех международных договоренностей, которые мы принимаем на межгосударственном уровне. Вопрос о необходимости межрегионального сотрудничества – вопрос риторический и странный. Конечно, оно необходимо, и в этом основа.

    Последние семинары, которые проходили в рамках Парламентского Собрания Союза Беларуси и России показали очень серьезную заинтересованность и исполнительной власти, и общественных организаций, научного сектора в развитии межрегиональных связей. Семинары на эту тему проходили в Твери, семинар по вопросам перспектив межрегионального сотрудничества был в Белгороде.

    Мы можем подчеркнуть важность этого направления тем, что в Республике Беларусь 5-6 июня прошел первый Форум регионов с участием представителей высших органов власти: Президента Республики Беларусь, председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

    На Форуме обсуждалась очень злободневная, актуальная тема – развитие наших агропромышленных комплексов и выработка общей стратегии в этом направлении. Экономика показывает, что национальная безопасность и перспективы развития наших стран зависят от эффективной стратегии, прежде всего, в сфере агропромышленного комплекса, потому что там есть очень серьезные резервы. Необходимо согласование политики с точки зрения правильного распределения ресурсов, строительства предприятий именно на территории Республики Беларусь, Российской Федерации, потому что здесь есть технологические вопросы и в рамках этого форума эти вопросы были рассмотрены. Он дал огромный эффект, я думаю, что практика проведения форума регионов будет продолжаться. Следующий форум будет проходить на территории Российской Федерации и мы опять же получим серьезный экономический эффект от проведения таких форумов.

    Предпоследний семинар, который проходил в городе Белгороде показал, что и регионы России, и регионы Беларуси очень заинтересованы в межрегиональном развитии. Многие регионы были представлены и на этом семинаре обсуждались вопросы теоретического и практического планов. Были даже представлены инвестиционные возможности отдельных регионов, для того чтобы пригласить потенциальных инвесторов в тот или иной регион для открытия новых предприятий. Поэтому это именно то, чем мы должны заниматься, в том числе парламентарии. Их роль здесь высока, потому что каждый депутат в принципе представляет одновременно и страну, и конкретный регион, и людей. Он может быть проводником развития межрегиональных связей, взаимоотношений между предприятиями, регионами. Это, конечно, очень важно.

    Беседовал: Андросик Станислав

    Видео и фото: Таяновский Владимир

    автор: Станислав Андросик